Движения земной коры (2)

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— сформировать понятие «вулкан»;

— выявить закономерности распространения вулканизма;

— нанести на контурную карту районы вулканизма;

— объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.

Оборудование: учебник, атлас, картины, слайды, физическая карта полушарий, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Когнитивный компонент урока: вулкан, лава; гейзер; Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо.

Деятельностный компонент урока: выявлять на основе причинно-следственных связей закономерности распространения вулканизма; устанавливать с помощью географических карт районы вулканизма; наносить на контурную карту вулканы.

Эмоционально-ценностный компонент урока: создать образ вулкана; раскрыть условия жизни людей в районах вулканизма; ориентация учащихся на знания об обеспечении безопасности населения.

Работа с учебником: работа с текстом, рисунками и картой учебника «Землетрясения и вулканизм».

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

  1. С чем связаны движения земной коры?
  2. Приведите доказательства движений земной коры.
  3. Чем обусловлено возникновение землетрясений?
  4. Покажите на карте районы распространения землетрясений.
  5. Как предсказывают землетрясения?
  6. Какова стратегия поведения человека во время землетрясения?

Изучение нового материала

Учитель, раскрывая понятия «вулкан», «вулканизм», говорит о том, что это явление известно каждому из средств массовой информации. Выясняет, какими знаниями владеют школьники о вулканизме. Указывает на то, что важно знать, как образуются вулканы. Выясняя причины образования вулканов, учитель обращает внимание на то, что они образуются в результате проникновения магмы в трещины в земной коре и излияния её на поверхность в виде лавы. На уроке используются слайды, репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Формируя знания о вулканах, учитель опирается на имеющиеся у школьников представления, которые уточняются и расширяются. Рис. 50 учебника содержит все необходимые сведения о строении вулкана. Учащиеся находят очаг, жерло, кратер, лаву, выясняют особенности действующих и потухших вулканов. По карте «Землетрясения и вулканы» (рис. 49) определяют районы вулканизма. В тетрадь учащиеся зарисовывают схему (c. 83).

Примеры потухших и действующих вулканов находят на карте (рис. 49).

Далее учащиеся зачитывают описание процесса извержения вулкана в учебнике (с. 77). Чтение необходимо сопровождать слайдами, рисунками, фрагментом кинофильма.

Вулканы

Действующие

Потухшие

Примеры:

Примеры:

На уроке учащиеся выясняют, что такое гейзер, как он образуется. На карте (рис. 49) находят и наносят на контурную карту Тихоокеанское огненное кольцо. Затем с помощью фрагмента § 23 «Какие бывают вулканы?» учащиеся выясняют, насколько опасно это явление, каковы были последствия наиболее сильных извержений вулканов. Необходимо обратить внимание учащихся на правила поведения людей перед извержением вулкана и во время него.

На уроке учащиеся выполняют задания тренажёра по описанию одного из вулканов (по выбору).

Учащиеся вместе с учителем разрабатывают правила поведения во время стихийных бедствий и оформляют их в виде таблицы.

Пункты плана

Описание правил

1. Что необходимо сделать во время землетрясения и извержения вулкана, если оно вас застало: а) в доме; б) рядом с высокими зданиями, деревьями, высоковольтными линиями электропередачи

2. Что необходимо взять с собой в экстремальной ситуации, если она за стала вас дома?

3. Как себя вести в психологическом плане?

4. Какие качества необходимо проявлять по отношению к другим людям?

5. Как лучше действовать: остаться одному или вместе с близкими и другими людьми?

Материалы выполненной работы можно сопровождать зарисовками, схемами. Разработанные правила следует обсудить.

Можно предложить другой вариант таблицы.

План поведения во время землетрясения или извержения вулкана

Чем обосновано предложенное правило

Домашнее задание

  1. Изучить § 23.
  2. Ответить на вопросы 2-4.
  3. Выполнить задания 1, 5-7; задания 8 и 9 по выбору учащихся.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.