Движения земной коры (2)
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— сформировать понятие «вулкан»;
— выявить закономерности распространения вулканизма;
— нанести на контурную карту районы вулканизма;
— объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.
Оборудование: учебник, атлас, картины, слайды, физическая карта полушарий, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Когнитивный компонент урока: вулкан, лава; гейзер; Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо.
Деятельностный компонент урока: выявлять на основе причинно-следственных связей закономерности распространения вулканизма; устанавливать с помощью географических карт районы вулканизма; наносить на контурную карту вулканы.
Эмоционально-ценностный компонент урока: создать образ вулкана; раскрыть условия жизни людей в районах вулканизма; ориентация учащихся на знания об обеспечении безопасности населения.
Работа с учебником: работа с текстом, рисунками и картой учебника «Землетрясения и вулканизм».
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
- С чем связаны движения земной коры?
- Приведите доказательства движений земной коры.
- Чем обусловлено возникновение землетрясений?
- Покажите на карте районы распространения землетрясений.
- Как предсказывают землетрясения?
- Какова стратегия поведения человека во время землетрясения?
Изучение нового материала
Учитель, раскрывая понятия «вулкан», «вулканизм», говорит о том, что это явление известно каждому из средств массовой информации. Выясняет, какими знаниями владеют школьники о вулканизме. Указывает на то, что важно знать, как образуются вулканы. Выясняя причины образования вулканов, учитель обращает внимание на то, что они образуются в результате проникновения магмы в трещины в земной коре и излияния её на поверхность в виде лавы. На уроке используются слайды, репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Формируя знания о вулканах, учитель опирается на имеющиеся у школьников представления, которые уточняются и расширяются. Рис. 50 учебника содержит все необходимые сведения о строении вулкана. Учащиеся находят очаг, жерло, кратер, лаву, выясняют особенности действующих и потухших вулканов. По карте «Землетрясения и вулканы» (рис. 49) определяют районы вулканизма. В тетрадь учащиеся зарисовывают схему (c. 83).
Примеры потухших и действующих вулканов находят на карте (рис. 49).
Далее учащиеся зачитывают описание процесса извержения вулкана в учебнике (с. 77). Чтение необходимо сопровождать слайдами, рисунками, фрагментом кинофильма.
Вулканы |
|
Действующие |
Потухшие |
Примеры: |
Примеры: |
На уроке учащиеся выясняют, что такое гейзер, как он образуется. На карте (рис. 49) находят и наносят на контурную карту Тихоокеанское огненное кольцо. Затем с помощью фрагмента § 23 «Какие бывают вулканы?» учащиеся выясняют, насколько опасно это явление, каковы были последствия наиболее сильных извержений вулканов. Необходимо обратить внимание учащихся на правила поведения людей перед извержением вулкана и во время него.
На уроке учащиеся выполняют задания тренажёра по описанию одного из вулканов (по выбору).
Учащиеся вместе с учителем разрабатывают правила поведения во время стихийных бедствий и оформляют их в виде таблицы.
Пункты плана |
Описание правил |
1. Что необходимо сделать во время землетрясения и извержения вулкана, если оно вас застало: а) в доме; б) рядом с высокими зданиями, деревьями, высоковольтными линиями электропередачи |
|
2. Что необходимо взять с собой в экстремальной ситуации, если она за стала вас дома? |
|
3. Как себя вести в психологическом плане? |
|
4. Какие качества необходимо проявлять по отношению к другим людям? |
|
5. Как лучше действовать: остаться одному или вместе с близкими и другими людьми? |
Материалы выполненной работы можно сопровождать зарисовками, схемами. Разработанные правила следует обсудить.
Можно предложить другой вариант таблицы.
План поведения во время землетрясения или извержения вулкана |
Чем обосновано предложенное правило |
Домашнее задание
- Изучить § 23.
- Ответить на вопросы 2-4.
- Выполнить задания 1, 5-7; задания 8 и 9 по выбору учащихся.