Географические координаты (2)
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— сформировать умение определять географическую долготу;
— дать представление о часовых поясах.
Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус, контурная карта.
Когнитивный компонент урока: географическая долгота; часовые пояса.
Деятельностный компонент урока: уметь определять географическую долготу, включаться в беседу о смене часовых поясов; работать с текстом учебника.
Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть значение знаний о географической долготе и часовых поясах.
Работа с учебником: работа с определениями, рис. 34 учебника и картами, с рубрикой «Шаг за шагом».
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Для чего людям необходимы знания о географических координатах?
2. Что называется географическими координатами?
3. Что такое географическая широта? Как она отсчитывается?
4. Какую широту имеет экватор?
5. Какие материки пересекаются экватором? находятся (без прилегающих островов) целиком в Северном полушарии? в Южном полушарии?
6. Определите широту:
а) города Мехико; б) вулкана Камерун; в) города Нью-Дели.
Изучение нового материала
Учитель говорит, что на уроке учащиеся будут учиться определять географическую долготу. Учащиеся работают с учебником, находят определение географической долготы. Находят на карте полушарий и глобусе нулевой меридиан, выясняют, какие материки пересекает нулевой меридиан. Учитель объясняет, что определяет географическая долгота, что она бывает западная и восточная и изменяется от 0 до 180°. Рис. 34 и алгоритм «Шаг за шагом» показывают, как определять географическую долготу Санкт-Петербурга и Москвы. Для тренировки учащиеся определяют долготу Уральских гор, Владивостока. На контурной карте полушарий учащиеся обозначают экватор и меридианы 0° и 180° цветными карандашами.
Учащиеся определяют географические координаты объектов. Вначале по имеющимся координатам определяют объект (например, объект имеет координаты 70° ю.ш.; 90° з.д.). Затем по указанному объекту определяют его координаты (например, определите координаты острова Мадагаскар, Суэцкого канала, Якутска).
Для закрепления пройденного материала и формирования познавательного интереса учащиеся выполняют следующие задания:
1. Самый высокий водопад в мире — Анхель имеет координаты 6° с.ш., 61° з.д. Найдите его на карте.
2. Герои романа Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух с острова Занзибар (6° ю.ш.; 39° в.д.). Укажите эту точку на карте.
3. Координаты 13° ю.ш.; 77° з.д. имеет:
а) Лима; б) Сантьяго; в) Рио-де-Жанейро; г) Москва.
4. Какой город расположен севернее других:
а) Магадан — 60° с.ш.; 150° в.д.; б) Якутск — 62° с.ш.; 130° в.д.; в) Мурманск — 69° с.ш.; 33° в.д.?
Затем учитель знакомит учащихся с часовыми поясами. Для этого он задаёт вопрос: кто из вас, путешествуя на самолёте на большие расстояния, сталкивался с тем, что по прибытии в конечный пункт путешествия ваши часы показывали время, которое отличается от времени в аэропорту? Попробуем выяснить, с чем это связано. Учитель объясняет, что это связано с вращением Земли вокруг своей оси. Затем учащиеся изучают текст учебника «Зачем нужны часовые пояса».
Домашнее задание
1. Изучить § 15.
2. Ответить на вопросы 1-4.
3. Выполнить задания 5-12.
4. Составить маршрут путешествия по карте. Определить координаты точек, в которых вы сделаете остановки.