География сегодня

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— выяснить, как и какими способами изучают Землю;

— выявить значение географии для практической деятельности человека;

— выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли.

Оборудование: физическая карта полушарий, схема «Источники географической информации», книги, справочники, журналы по географии.

Когнитивный компонент урока: космическая эра, навигационные системы, источники географической информации, географические информационные системы.

Деятельностный компонент урока: ознакомиться со способами получения современной географической информации; изучить основные способы получения географической информации; уметь находить географическую информацию в газетах, журналах, Интернете.

Эмоционально-ценностный компонент урока: показать ценность географической информации для человечества; раскрыть значимость современных технологий для географической науки.

Работа с учебником: комментированное чтение; нахождение в тексте ответов на вопросы.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

На уроке выясняется, как выполнены задания 5-7.

Изучение нового материала

Учитель предлагает открыть § 4 учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке. Далее путём комментированного чтения учащиеся выясняют, как сегодня собирают информацию о Земле. Учитель предлагает определить роль исследований в развитии географической науки.

Учитель обращает внимание на вывод о том, что сегодня человечеству необходимо непрерывное наблюдение за земной поверхностью. Как вы думаете, для чего?

Далее учащиеся с помощью текста учебника и рассказа учителя составляют схему:

С помощью чего собирают информацию о Земле:

  • Путешествия, экспедиции
  • Авиаразведка
  • Стационарные станции
  • Спутники Земли
  • Космические корабли

Следующий вопрос, обсуждаемый на уроке: откуда получают и где хранят географическую информацию?

Опираясь на текст учебника и объяснения учителя, учащиеся составляют таблицу:

Как собирают информацию о Земле (заполняется в ходе беседы на основе знаний учащегося)

Способ сбора информации

Результат

1. Путешествия, полевые исследования

Информация о сравнительно небольшой территории; о некоторых явлениях и процессах, на основе которых создаются описания, карты

2. Авиаразведка

Аэрофотоснимки обширных территорий. Создание на их основе более точных карт и описаний

3. Съёмка Земли из космоса

Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли и процессами, происходящими на ней. Прогноз изменений в природе. Создание навигационных систем, ГИС

Учащимся необходимо показать космические снимки земной поверхности, сделанные с искусственных спутников Земли.

Затем учащиеся работают в группе и анализируют один из источников географической информации (атлас, научная книга, географический словарь, путеводитель и т. д.) по плану:

  1. Название источника информации.
  2. Объём (количество страниц).
  3. Какую географическую информацию можно получить (название книги, статьи, карты, фотоснимки и т. д.).
  4. Краткое описание информации.

Рассматривая вопрос о навигационных системах, учитель объясняет, что слово «навигация» в переводе с латинского означает «плыву на судне». Навигация — это наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных и космических аппаратов. Её задача — нахождение оптимального маршрута, определение местоположения, направления и значения скорости и других параметров движения объектов.

Рассматривая схему на рис. 11 учебника, учащиеся знакомятся с источниками географической информации. Выясняют, какие из них имеются в кабинете географии, дома. Обращают внимание на роль современных информационных технологий, позволяющих собрать и обработать любую информацию.

Завершая изучение этого вопроса, учитель видоизменяет схему, помещённую в учебнике, и предлагает учащимся самостоятельно заполнить новую схему:

Источники географической информации:

  • Традиционные
  • Современные

В заключение урока учащиеся работают с заданиями тренажёра.

Домашнее задание

  1. Изучить § 4.
  2. Ответить на вопросы 1-6.
  3. Выполнить задание 7.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.