География сегодня
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— выяснить, как и какими способами изучают Землю;
— выявить значение географии для практической деятельности человека;
— выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли.
Оборудование: физическая карта полушарий, схема «Источники географической информации», книги, справочники, журналы по географии.
Когнитивный компонент урока: космическая эра, навигационные системы, источники географической информации, географические информационные системы.
Деятельностный компонент урока: ознакомиться со способами получения современной географической информации; изучить основные способы получения географической информации; уметь находить географическую информацию в газетах, журналах, Интернете.
Эмоционально-ценностный компонент урока: показать ценность географической информации для человечества; раскрыть значимость современных технологий для географической науки.
Работа с учебником: комментированное чтение; нахождение в тексте ответов на вопросы.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
На уроке выясняется, как выполнены задания 5-7.
Изучение нового материала
Учитель предлагает открыть § 4 учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке. Далее путём комментированного чтения учащиеся выясняют, как сегодня собирают информацию о Земле. Учитель предлагает определить роль исследований в развитии географической науки.
Учитель обращает внимание на вывод о том, что сегодня человечеству необходимо непрерывное наблюдение за земной поверхностью. Как вы думаете, для чего?
Далее учащиеся с помощью текста учебника и рассказа учителя составляют схему:
С помощью чего собирают информацию о Земле:
- Путешествия, экспедиции
- Авиаразведка
- Стационарные станции
- Спутники Земли
- Космические корабли
Следующий вопрос, обсуждаемый на уроке: откуда получают и где хранят географическую информацию?
Опираясь на текст учебника и объяснения учителя, учащиеся составляют таблицу:
Как собирают информацию о Земле (заполняется в ходе беседы на основе знаний учащегося)
Способ сбора информации |
Результат |
1. Путешествия, полевые исследования |
Информация о сравнительно небольшой территории; о некоторых явлениях и процессах, на основе которых создаются описания, карты |
2. Авиаразведка |
Аэрофотоснимки обширных территорий. Создание на их основе более точных карт и описаний |
3. Съёмка Земли из космоса |
Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли и процессами, происходящими на ней. Прогноз изменений в природе. Создание навигационных систем, ГИС |
Учащимся необходимо показать космические снимки земной поверхности, сделанные с искусственных спутников Земли.
Затем учащиеся работают в группе и анализируют один из источников географической информации (атлас, научная книга, географический словарь, путеводитель и т. д.) по плану:
- Название источника информации.
- Объём (количество страниц).
- Какую географическую информацию можно получить (название книги, статьи, карты, фотоснимки и т. д.).
- Краткое описание информации.
Рассматривая вопрос о навигационных системах, учитель объясняет, что слово «навигация» в переводе с латинского означает «плыву на судне». Навигация — это наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных и космических аппаратов. Её задача — нахождение оптимального маршрута, определение местоположения, направления и значения скорости и других параметров движения объектов.
Рассматривая схему на рис. 11 учебника, учащиеся знакомятся с источниками географической информации. Выясняют, какие из них имеются в кабинете географии, дома. Обращают внимание на роль современных информационных технологий, позволяющих собрать и обработать любую информацию.
Завершая изучение этого вопроса, учитель видоизменяет схему, помещённую в учебнике, и предлагает учащимся самостоятельно заполнить новую схему:
Источники географической информации:
- Традиционные
- Современные
В заключение урока учащиеся работают с заданиями тренажёра.
Домашнее задание
- Изучить § 4.
- Ответить на вопросы 1-6.
- Выполнить задание 7.