Градусная сетка
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— сформировать понятия «экватор», «параллель», «меридиан»; «градусная сетка»;
— сформировать умение определять направление по карте и глобусу;
— раскрыть социокультурное и личностное значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте.
Оборудование: атлас, глобус, контурная карта, линейка.
Когнитивный компонент урока: градусная сетка, параллели, меридианы; нулевая параллель, нулевой меридиан.
Деятельностный компонент урока: уметь определять направление по параллелям и меридианам на карте и глобусе.
Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть значение градусной сетки для ориентирования по карте.
Работа с учебником: выборочное чтение; работа с рисунками 30-32, обеспечивающими формирование картографических умений; работа с понятийным аппаратом.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Что такое географическая карта, каково её значение в жизни человека?
2. Какими свойствами обладает карта?
3. Как различаются карты по масштабу?
4. Как различаются карты по масштабу в географическом атласе?
5. Как вы думаете, почему карты называют «телескопом», с помощью которого изучают мир?
6. Для чего современным людям нужна географическая карта?
7. Где более точное изображение земной поверхности: на глобусе или карте?
8. Существует ли глобус России?
Изучение нового материала
В начале урока учитель рассказывает учащимся о географической сетке, образованной воображаемыми линиями параллелей и меридианов, проведёнными через определённое число градусов. Учащиеся рассматривают рис. 30, 31 учебника и делают вывод о назначении градусной сетки.
Затем у школьников формируется понятие «параллель». Изучение нового понятия основано на работе с текстом учебника и рис. 30, который включает все необходимые сведения о параллелях. На контурную карту или в тетрадь тренажёра учащиеся наносят элементы градусной сетки, образованной параллелями, — линию экватора и через равные промежутки (10°) параллели, а также самые короткие параллели, не имеющие длины, — полюса. Учитель обращает внимание, что параллели — это линии направления запад-восток.
Далее у учащихся формируется понятие «меридиан». По рис. 31 учебника учащиеся рассматривают, как располагаются меридианы на карте, находят начальный (нулевой) меридиан, который делит Землю на два равных полушария — Западное и Восточное. Учитель обращает внимание, что меридианы показывают направление север-юг (рис. 32).
Затем учащиеся рассматривают градусную сетку на глобусе и карте полушарий, определяют по ним направления север-юг, запад-восток. Используя рис. 32 учебника, учитель объясняет, как нужно это правильно выполнять.
В ходе урока учащиеся заполняют таблицу:
Сравнительная характеристика градусной сетки
Признак |
Параллели |
Меридианы |
Направление на стороны горизонта |
Запад-восток |
Север-юг |
Начало отсчёта (нулевая линия) |
Экватор — нулевая параллель |
Нулевой Гринвичский меридиан |
Окончательный отсчёт |
Северный и Южный полюсы |
180-й меридиан |
Затем учащиеся выясняют, как ведётся отсчёт параллелей и меридианов. Находят нулевую параллель — экватор, тропики, полярные круги и нулевой меридиан — Гринвичский. Учитель обращает внимание на то, что линии параллелей и меридианов на карте и глобусе проводят через 10°.
Учитель объясняет, что длина одного градуса по меридиану равняется примерно 111 км, поэтому по картам можно определять расстояние по меридиану в километрах. Формируя у учащихся умение практического применения градусной сетки карты, учитель предлагает выполнить несколько заданий на умение определять на картах направления и расстояния. Например, в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург? Какое расстояние от экватора до Москвы?
Домашнее задание
1. Изучить § 13.
2. Ответить на вопросы 2-9.
3. Выполнить задания 1, 10, 11.