Как люди открывали Землю (1)
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
— показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей.
Когнитивный компонент урока: освоение Земли; Великие географические открытия; великие мореплаватели и путешественники.
Деятельностный компонент урока: изучить текст учебника, анализировать рисунки учебника; выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоение Земли; высказывать своё мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий.
Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие неизвестных земель; выявить значение эпохи Великих географических открытий для человечества; раскрыть ценность идей изменения образа мира по мере освоения Земли.
Работа с учебником: комментированное чтение; составление плана фрагмента § 2 «Как начиналась эпоха Великих географических открытий?».
Тип урока: комбинированный.
Организационный этап
В начале урока дежурные информируют класс о состоянии погоды. Учащиеся сравнивают показания температуры, осадков, направления ветра, облачности в своих календарях с данными дежурных. (В течение сентября каждый урок должен начинаться со сводки погоды.)
Проверка домашнего задания
- Что означает термин «география»?
- Что изучает география?
- Какие задачи стоят перед географической наукой?
- С помощью каких методов ведут исследования учёные-географы?
- Вы изучили § 1 учебника. Что у вас вызвало интерес? Что вызвало затруднение?
- Что вы выяснили, изучая этикетки продуктов? Откуда на вашем столе продукты питания? Какой исследовательский вывод вы сделали?
Изучение нового материала
Учащимся предлагается открыть § 2 учебника и выяснить, какие вопросы будут обсуждаться на уроке.
Продолжая разговор о развитии географии, учитель подчёркивает, что это одна из первых наук, которая сопровождала человечество и помогала в освоении земель, в выживании на той или иной территории. Рассказывая о том, что знали о нашем мире древние люди, следует обратить внимание на имена учёных Эратосфена, Аристотеля, Птолемея, путешественников Средних веков Марко Поло и Афанасия Никитина, оценить их вклад в освоение мира.
Далее учитель выясняет, что знают школьники (из книг, фильмов) о том, как представляли мир древние люди.
Затем учащиеся выясняют, как и когда началась эпоха Великих географических открытий. Используя текст учебника (с. 11-12), учащиеся составляют план фрагмента «Как начиналась эпоха Великих географических открытий?», выясняют вклад в географическую науку Х. Колумба, Афанасия Никитина, Васко да Гамы, Ф. Магеллана. Выполняют задание 6 «Это мне интересно» в форме эссе.
Раскрывая вопрос о значении эпохи Великих географических открытий, необходимо прочитать вывод, который дан в учебнике. Для углублённого изучения этого вопроса учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя с помощью учителя таблицу:
Значение Великих географических открытий |
|||
Научное |
Практическое |
Социально-политическое |
Общечеловеческое (гуманистическое) |
Утверждение идеи о шарообразности Земли, единстве Мирового океана; развитие картографии, географии и других наук. Описание различных территорий суши, Мирового океана, жизни людей |
Совершенствовались древние карты; созданы первый глобус, навигационные приборы (компас, гномон, астролябия); открывались новые месторождения полезных ископаемых |
Мир был поделён на Старый и Новый Свет |
Мир населён разнообразными народами, у каждого своя культура, обычаи, традиции, которые следует уважать, чтобы достичь взаимопонимания и осуществлять обмен товарами |
Домашнее задание
- Изучить § 2.
- Ответить на вопросы 1-4.
- По желанию двое-трое учащихся выполняют задание 5.