Как люди заселяли Землю

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— сформировать представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли;

— выяснить, как возникло земледелие и животноводство;

— выяснить, как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды.

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта, слайды, иллюстрирующие приспособление людей к различным условиям окружающей среды.

Когнитивный компонент урока: расселение людей на Земле; присваивающее хозяйство; земледелие, животноводство; приспособление к окружающей среде.

Деятельностный компонент урока: определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути расселения людей на Земле; анализировать и систематизировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды.

Эмоционально-ценностный компонент урока: выявить целостность географического пространства для расселения людей и создания культуры на Земле; раскрыть значение приспособления людей к жизни в различных условиях.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника; работа с картой полушарий.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

  1. Что такое географические координаты?
  2. Определите координаты:

а) самых высоких вершин Гималаев, Кордильер;

б) городов Лондона и Мехико.

  1. Какие населённые пункты имеют координаты:

а) 35° ю.ш.; 150° в.д.;

б) 9° с.ш.; 80° з.д.?

Изучение нового материала

На земном шаре сегодня проживает более 7 млрд человек. Люди заселяют все материки планеты. Неосвоенных территорий почти не осталось. Даже в суровой Антарктиде на научных станциях живут люди. Однако все мы нередко задаём вопрос: когда и где на Земле появились люди и как люди расселялись по планете?

На шмуцтитуле темы «Человек на Земле» (с. 57) учащиеся видят многообразие людей, живущих на Земле, чем они отличаются друг от друга.

Фрагмент фрески Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама» наглядно иллюстрирует появление первого человека. Религия объясняет, что первым человеком на Земле был Адам, сотворённый Богом; он появился на шестой день Сотворения мира в раю. Но это точка зрения религиозная. Учёные считают, что человек появился на Земле 30-40 тыс. лет назад в Восточной Африке и Южной Азии. Используя врезку на карте «Плотность населения мира» в Приложении, учитель объясняет, где находилась предполагаемая прародина человека, где были первые стоянки людей, по каким путям расселялись люди. Учащиеся на контурную карту наносят эти места с помощью штриховки.

Первые люди появились в местах с благоприятным климатом, с достаточным количеством воды и пищи. В поисках пищи и других источников существования люди расселялись по новым территориям. Причём сначала они заселяли наиболее удобные для жизни земли — с мягким климатом, большими запасами пищи, отсутствием хищников. Люди использовали для жизни то, что даёт природа, т. е. занимались присваивающим хозяйством. С ростом численности населения возникло земледелие, а затем животноводство. Переход от присваивающего хозяйства к земледелию и животноводству ознаменовал важный этап в развитии человечества: благодаря лучшему питанию увеличилась продолжительность жизни людей, в результате чего начался устойчивый рост населения планеты.

Учитель предлагает учащимся прочитать текст «Как люди приспосабливались к условиям жизни?» и составить его план. Затем по этому фрагменту параграфа организуется беседа с показом слайдов, анализом рис. 38 и 39.

Далее учащиеся работают с заданиями тренажёра по выбору учителя.

Домашнее задание

  1. Изучить § 17.
  2. Ответить на вопросы 1-6.
  3. Выполнить задания 7, 8.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.