Мы во Вселенной
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— выяснить, как устроена Солнечная система;
— формировать знания о Земле как планете Солнечной системы;
— объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Оборудование: глобус, атлас, учебник.
Когнитивный компонент урока: Вселенная, Млечный путь, галактика, Солнечная система; материки и части света.
Деятельностный компонент урока: обобщить имеющиеся сведения из природоведения об устройстве Солнечной системы; на основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света; доказывать, что Земля — одна из планет Солнечной системы.
Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать, что Земля — часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.
Работа с учебником: комментированное чтение; работа с рисунками, терминами.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
- Как учёные собирают информацию о Земле?
- Назовите источники географической информации.
- Что такое географические информационные системы? Какова их роль для науки?
- Оцените роль космических исследований для развития географии.
Изучение нового материала
Задача учителя — подвести учащихся к пониманию мировоззренческой идеи, что планета Земля лишь малая часть Вселенной, входит в Солнечную систему.
Изучение нового материала необходимо начать с рассмотрения шмуцтитула с названием темы «Планета Земля» (с. 19), который вводит учащихся в тему. Эпиграфом к уроку становятся слова М. В. Ломоносова и И. Северянина, помещённые на шмуцтитуле. Учащиеся обращают внимание на часть древней карты звёздного неба.
Учитель задаёт проблемные вопросы: каждый из вас задумывался, как устроен мир? Какое место занимает Земля в бескрайнем пространстве Вселенной? При изучении устройства Солнечной системы важно, чтобы учащиеся поняли, что Земля — одна из планет Солнечной системы, которая является одной из множества звёздных систем, входящих во Вселенную.
Следует подчеркнуть, что Вселенная (Космос) – это весь существующий мир. Она бесконечна во времени и пространстве. Вселенная всегда существовала и будет существовать. Она состоит из огромного количества скоплений звёзд — галактик. Галактика, к которой принадлежит планета Земля, — Млечный путь. Галактики удалены друг от друга на расстояние в сотни и тысячи световых лет. Земля вместе с ещё семью планетами вращается вокруг Солнца.
Далее учащиеся с помощью шмуцтитула определяют, какие планеты входят в Солнечную систему. Рассматривая приведённую ниже схему, учащиеся выясняют, чем планеты отличаются друг от друга.
Планеты Солнечной системы |
|
Меркурий Венера Земля Марс |
Юпитер Сатурн Уран Нептун |
Находятся близко к Солнцу. Имеют небольшие размеры. Состоят из твёрдого вещества. Медленно вращаются вокруг своей оси. |
Находятся далеко от Солнца. Имеют большие размеры. Состоят из веществ, находящихся в газообразном и жидком состоянии. Быстро вращаются вокруг своей оси. |
Рассказывая об устройстве нашей планеты, учитель объясняет, что Земля имеет форму не правильного шара, а особую, слегка сплюснутую шарообразную форму — геоид (подобный Земле). Говоря об устройстве планеты, учитель рассказывает о взаимосвязанных оболочках Земли — атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере, географической оболочке, которые будут изучаться в дальнейшем.
Используя физическую карту полушарий и рис. 12 учебника, учащиеся определяют материки и океаны на планете, выясняют, какой материк самый большой по площади, какой — самый маленький. Выясняют различия между материками и частями света, на каком материке и в какой части света находится Россия.
Площадь земной поверхности 510 млн км2 |
|
Площадь материков, млн км2 |
Площадь океанов, млн км2 |
Евразия — 54,9 Африка — 30,3 Северная Америка — 24,2 Южная Америка — 17,8 Антарктида — 14,1 Австралия — 8,5 |
Тихий — 178,8 Атлантический — 91,7 Индийский — 76,2 Северный Ледовитый — 14,8 |
Домашнее задание
- Изучить § 5.
- Ответить на вопросы 1-4.