Мы во Вселенной

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— выяснить, как устроена Солнечная система;

— формировать знания о Земле как планете Солнечной системы;

— объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Оборудование: глобус, атлас, учебник.

Когнитивный компонент урока: Вселенная, Млечный путь, галактика, Солнечная система; материки и части света.

Деятельностный компонент урока: обобщить имеющиеся сведения из природоведения об устройстве Солнечной системы; на основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света; доказывать, что Земля — одна из планет Солнечной системы.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать, что Земля — часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.

Работа с учебником: комментированное чтение; работа с рисунками, терминами.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

  1. Как учёные собирают информацию о Земле?
  2. Назовите источники географической информации.
  3. Что такое географические информационные системы? Какова их роль для науки?
  4. Оцените роль космических исследований для развития географии.

Изучение нового материала

Задача учителя — подвести учащихся к пониманию мировоззренческой идеи, что планета Земля лишь малая часть Вселенной, входит в Солнечную систему.

Изучение нового материала необходимо начать с рассмотрения шмуцтитула с названием темы «Планета Земля» (с. 19), который вводит учащихся в тему. Эпиграфом к уроку становятся слова М. В. Ломоносова и И. Северянина, помещённые на шмуцтитуле. Учащиеся обращают внимание на часть древней карты звёздного неба.

Учитель задаёт проблемные вопросы: каждый из вас задумывался, как устроен мир? Какое место занимает Земля в бескрайнем пространстве Вселенной? При изучении устройства Солнечной системы важно, чтобы учащиеся поняли, что Земля — одна из планет Солнечной системы, которая является одной из множества звёздных систем, входящих во Вселенную.

Следует подчеркнуть, что Вселенная (Космос) – это весь существующий мир. Она бесконечна во времени и пространстве. Вселенная всегда существовала и будет существовать. Она состоит из огромного количества скоплений звёзд — галактик. Галактика, к которой принадлежит планета Земля, — Млечный путь. Галактики удалены друг от друга на расстояние в сотни и тысячи световых лет. Земля вместе с ещё семью планетами вращается вокруг Солнца.

Далее учащиеся с помощью шмуцтитула определяют, какие планеты входят в Солнечную систему. Рассматривая приведённую ниже схему, учащиеся выясняют, чем планеты отличаются друг от друга.

Планеты Солнечной системы

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Находятся близко к Солнцу.

Имеют небольшие размеры.

Состоят из твёрдого вещества.

Медленно вращаются вокруг своей оси.

Находятся далеко от Солнца.

Имеют большие размеры.

Состоят из веществ, находящихся в газообразном и жидком состоянии.

Быстро вращаются вокруг своей оси.

Рассказывая об устройстве нашей планеты, учитель объясняет, что Земля имеет форму не правильного шара, а особую, слегка сплюснутую шарообразную форму — геоид (подобный Земле). Говоря об устройстве планеты, учитель рассказывает о взаимосвязанных оболочках Земли — атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере, географической оболочке, которые будут изучаться в дальнейшем.

Используя физическую карту полушарий и рис. 12 учебника, учащиеся определяют материки и океаны на планете, выясняют, какой материк самый большой по площади, какой — самый маленький. Выясняют различия между материками и частями света, на каком материке и в какой части света находится Россия.

Площадь земной поверхности

510 млн км2

Площадь материков, млн км2

Площадь океанов, млн км2

Евразия — 54,9

Африка — 30,3

Северная Америка — 24,2

Южная Америка — 17,8

Антарктида — 14,1

Австралия — 8,5

Тихий — 178,8

Атлантический — 91,7

Индийский — 76,2

Северный Ледовитый — 14,8

Домашнее задание

  1. Изучить § 5.
  2. Ответить на вопросы 1-4.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.