Ориентирование на местности

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— показать значение умения ориентироваться на местности;

— раскрыть роль плана местности;

— формировать умение определять азимут;

— раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Оборудование: компас; план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки; таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».

Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта; азимут; план местности; топографическая карта; аэрофотоснимок, космический снимок.

Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»; определять азимут, знать особенности плана местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника.

Тип урока: вводный.

Изучение нового материала

Перед изучением темы «План и карта» учитель обращает внимание учащихся на фрагмент картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье» на шмуцтитуле темы (с. 33). У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.

В глубокой древности, когда люди ещё не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение его жизни и здоровья. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов (это не всегда надёжно: знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. п.). Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта, определить, что изображено на рис. 19 на юге, на западе.

Слова «ориентир», «ориентироваться» происходят от латинского oriens — восток.

Для ориентирования в Древнем Китае был изобретён простейший магнитный компас. Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Компасы установлены в самолётах, на кораблях. Они необходимы людям разных профессий — военным, геологам, лётчикам и др. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.

Далее на уроке изучают, как устроен компас, и определяют, как с ним работать. Намагниченная стрелка компаса с окрашенным синим или чёрным концом всегда направлена на север. По компасу определяют азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.

Учитель предлагает практические задания по определению азимута на предметы (рис. 19 учебника). Затем задача усложняется и, разбившись на группы, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии, а также выполняют задания 4, 8, 9 учебника.

Затем вместе с учителем учащиеся обсуждают ситуацию, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности днём или ночью, как определять стороны горизонта по Солнцу, звёздам, «живым ориентирам».

Далее учащиеся знакомятся с планом местности. Выясняют его значение в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. Учитель выясняет, пользовались ли учащиеся планом раньше, имеются ли у них дома планы городов, дачных участков и т. д. Приходилось ли кому-то из них рисовать схему движения (план), чтобы выяснить, как добраться в нужное место, с помощью чего создавался этот план? Учитель подчёркивает, что на плане изображается чертёж небольшого участка местности, выполненный в уменьшенном виде с помощью условных знаков. Учащиеся анализируют рис. 20 и основные характеристики плана (с. 31 учебника).

Учитель предлагает рассмотреть рис. 20 в учебнике, определить, какие объекты нанесены на плане и как об этом узнали. Условные знаки — это азбука, с помощью которой можно прочитать план и узнать о местности, изображённой на плане.

Для решения сложных хозяйственных проблем больших территорий используют топографические карты и аэрофотоснимки.

В конце урока учитель подводит итоги, учащиеся с помощью учебника делают выводы.

Домашнее задание

  • 1. Изучить § 8.
  • 2. Ответить на вопросы 1-6.
  • 3. Выполнить задания 7-9, если их не закончили в классе.
  • Вам может также понравиться...

    Добавить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.