Расы и народы
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Урок 18. Расы и народы
Цели урока:
— сформировать представление о расах и многообразии народов на планете, их внешних отличиях;
— сформировать представление о численности населения Земли, причинах, влияющих на её изменение;
— сформировать представление о государствах и крупнейших городах мира;
— сформировать понятие о плотности населения.
Оборудование: политическая карта мира, картины, фотографии, слайды с изображением представителей разных рас, учебник, атлас.
Когнитивный компонент урока: расы; население Земли, народы; плотность населения, государства, города и сельские поселения, политическая карта.
Деятельностный компонент урока: выявлять внешние признаки людей различных рас; определять плотность населения на различных территориях; анализировать карту «Плотность населения мира»; показывать на карте государства и крупные города; анализировать различные источники информации с целью определения регионов проживания представителей разных рас; определять наиболее и наименее заселённые территории суши; выделять самые крупные по площади государства на Земле.
Эмоционально-ценностный компонент урока: формировать образы различных рас и доказательства их равенства; отстаивать свою точку зрения; делать выводы о многообразии народов и языков; раскрыть значение трудов Н. Н. Миклухо-Маклая.
Работа с учебником: анализ таблицы учебника (с. 61), работа с картами Приложения учебника «Плотность населения мира» и «Политическая карта мира».
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
На уроке учитель выясняет, как учащиеся усвоили вопрос о расселении людей на Земле и приспособлении их к окружающей среде. Особое внимание уделяется проверке выполнения заданий 7 и 8 учебника.
Изучение нового материала
Учитель говорит, что люди, живущие на планете, различаются внешними признаками: цветом кожи, разрезом глаз, цветом волос и т. д. Всё многообразие людей по внешним признакам можно объединить в три расы. Первую классификацию человеческих рас опубликовал французский врач и путешественник Франсуа Бернье в 1684 г. Он выделил три расы: белую, чёрную и жёлтую.
Анализируя таблицу (с. 61) в учебнике, учащиеся устанавливают, какие признаки характерны для каждой расы, находят на карте места их расселения. Затем с помощью учителя они формируют понятие «расы». Учащиеся выясняют, чем объясняются расовые различия у людей. Учитель говорит, что проблема расовых различий не решена до конца. Поэтому существует несколько теорий, объясняющих её. Наиболее распространены две из них. Учитель рисует на доске схему.
Теории о происхождении рас:
- На Земле было несколько очагов зарождения человека — отсюда различные расовые признаки
- Расовые различия связаны с приспособлением людей к различным условиям климата
Рассматривая вопрос о расах, необходимо обратить внимание учащихся на то, что расовые различия не влияют на способности людей, не существует высшей и низшей расы. В этом контексте раскрывается значение исследований Н. Н. Миклухо-Маклая.
Далее учитель переходит к формированию представления о численности населения нашей планеты. На этом уроке впервые вводится понятие «население» как совокупность всех людей, живущих на определённой территории. Сегодня население Земли составляет более 7 млрд человек.
Заселяя всё новые территории, группы людей обособлялись друг от друга, у них складывались определённые традиции, культура, быт, язык. Так выделились группы людей — народы (этносы).
Анализируя карту «Плотность населения мира», учащиеся выясняют, что люди по территории Земли размещены неравномерно. Учитель объясняет понятие «плотность населения». Средняя плотность населения Земли составляет 40 человек на 1 км2. По карте учащиеся сопоставляют плотность населения в различных частях Земли. Далее выясняют плотность населения в России, в своей местности.
При изучении фрагмента § 18 «В каких странах и городах живут люди?» учащиеся знакомятся с «Политической картой мира» в Приложении учебника. Вначале выясняют, что можно узнать по этой карте, анализируя её легенду.
Государства (страны) имеют определённую площадь, свои границы и различаются величиной территории, численностью населения, народами, историей. Учащиеся определяют наиболее крупные по площади государства на Земле. Каждое государство имеет свою столицу. Учитель говорит, что, кроме городов, есть и сельские населённые пункты. Большинство современных людей живёт в городах. Учащиеся находят на карте крупнейшие города мира: Токио, Мехико, Сан-Паулу. В Москве — столице России — проживает свыше 10 млн человек.
Затем учитель обсуждает с учащимися вопросы: что человеку необходимо, чтобы общаться с людьми других стран? Какие качества особенно важно воспитывать в себе? Интересные сведения о народах мира могут стать предметом активного обсуждения.
В конце урока учащиеся отвечают на вопрос: «Кто я?» (Например, я — европеоид, живу на материке Евразия, в
государстве Россия, в Нижегородской области, в городе Нижний Новгород и т. д.)
Домашнее задание
- Изучить § 18.
- Ответить на вопросы 2-5.
- Выполнить задания 1, 6-9.