Рельеф Земли. Равнины
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа;
— сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
— сформировать знания о видах равнин на высоте;
— развить умение давать описание равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности.
Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, картины, слайды с изображением равнин, макет равнины, учебник, хрестоматия.
Когнитивный компонент урока: рельеф; горы; равнины: впадина, низменность, возвышенность, плоскогорье.
Деятельностный компонент урока: определять по карте количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России; давать описание географического положения равнин; показывать на карте крупнейшие равнины мира; работать с контурной картой; выявлять черты сходства и различий крупных равнин мира; давать описание равнины по плану; представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.
Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменение поверхности равнин под воздействием человека и особенности их освоения.
Работа с учебником: составление плана-конспекта текста параграфа; работа с рубрикой «Шаг за шагом»; работа с текстом и картами учебника, атласом.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
- Почему происходят извержения вулканов?
- Где распространены районы извержений вулканов?
- Что такое гейзер? Как человек использует такое явление в хозяйственной деятельности?
- Назовите общие черты гейзера и вулкана.
- Покажите на карте вулканы Этна, Везувий, Гекла, Фудзияма, Эльбрус, Ключевская Сопка.
Изучение нового материала
Урок начинается с формирования понятия «рельеф». Учащиеся обращаются к фрагменту § 24 «Как образуются горы и равнины?» и выясняют, что означает понятие «рельеф» и какие формы рельефа Земли являются крупнейшими. Затем в тетради они составляют план-конспект в виде схемы:
Объясняя, как образуются горы и равнины, учитель обращает внимание на то, что облик Земли формируется под влиянием как внутренних, так и внешних сил. Используя рис. 53 учебника, учитель объясняет, как изменяется рельеф во времени, концентрируя внимание на процессе выветривания.
Формируя знания о видах равнин, учитель, опираясь на рис. 54 учебника и определение понятия «равнина», объясняет, как равнины различаются по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Используя физическую карту полушарий в учебнике, учитель проводит анализ этого понятия на примере Восточно-Европейской равнины.
Затем учащиеся работают с контурной картой и наносят на неё крупнейшие равнины мира и России.
Выясняя, как живут люди на равнинах, учащиеся самостоятельно делают выводы, отвечая на вопросы: почему равнины густо заселены? Чем занимаются жители равнин? С помощью карты школьники объясняют, почему 1/5 часть населения России живёт на Восточно-Европейской равнине.
Следующая часть урока посвящена практикуму — описанию Западно-Сибирской равнины по карте. Для этого используется план рубрики «Шаг за шагом» (с. 83 учебника). Учащиеся внимательно читают алгоритм деятельности, а затем под руководством учителя выполняют его и записывают ответы в тетради.
Описание Западно-Сибирской равнины
План описания |
Описание |
1. Название. На каком материке, в какой его части и в какой стране равнина находится |
Западно-Сибирская равнина. Находится на материке Евразия в её центральной части, в государстве Россия |
2. Размеры равнины |
С севера на юг на 2250 км, с запада на восток на 1800 км |
3. Положение равнины относительно других объектов (гор, рек, морей) |
Граничит с Уральскими горами на западе и Средне-Сибирским плоскогорьем на востоке, на юге с Казахским мелкосопочником и горами Алтай. На севере омывается Карским морем |
4. Средние и максимальные абсолютные высоты равнины |
0-200 м |
5. Характер рельефа |
Плоский |
6. В каком направлении происходит понижение рельефа (по направлению течения рек) |
С юга на север |
7. Крупные реки, озёра, города на равнине |
Реки Обь, Иртыш, Енисей. Города Салехард, Тюмень, Новосибирск, Новый Уренгой |
На уроке учащиеся работают с заданиями тренажёра по выбору учителя.
Домашнее задание
- Изучить § 24.
- Ответить на вопросы 2-5.
- Выполнить задания 1, 6, 7.