Рельеф Земли. Равнины

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа;

— сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;

— сформировать знания о видах равнин на высоте;

— развить умение давать описание равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности.

Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, картины, слайды с изображением равнин, макет равнины, учебник, хрестоматия.

Когнитивный компонент урока: рельеф; горы; равнины: впадина, низменность, возвышенность, плоскогорье.

Деятельностный компонент урока: определять по карте количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России; давать описание географического положения равнин; показывать на карте крупнейшие равнины мира; работать с контурной картой; выявлять черты сходства и различий крупных равнин мира; давать описание равнины по плану; представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменение поверхности равнин под воздействием человека и особенности их освоения.

Работа с учебником: составление плана-конспекта текста параграфа; работа с рубрикой «Шаг за шагом»; работа с текстом и картами учебника, атласом.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

  1. Почему происходят извержения вулканов?
  2. Где распространены районы извержений вулканов?
  3. Что такое гейзер? Как человек использует такое явление в хозяйственной деятельности?
  4. Назовите общие черты гейзера и вулкана.
  5. Покажите на карте вулканы Этна, Везувий, Гекла, Фудзияма, Эльбрус, Ключевская Сопка.

Изучение нового материала

Урок начинается с формирования понятия «рельеф». Учащиеся обращаются к фрагменту § 24 «Как образуются горы и равнины?» и выясняют, что означает понятие «рельеф» и какие формы рельефа Земли являются крупнейшими. Затем в тетради они составляют план-конспект в виде схемы:

Объясняя, как образуются горы и равнины, учитель обращает внимание на то, что облик Земли формируется под влиянием как внутренних, так и внешних сил. Используя рис. 53 учебника, учитель объясняет, как изменяется рельеф во времени, концентрируя внимание на процессе выветривания.

Формируя знания о видах равнин, учитель, опираясь на рис. 54 учебника и определение понятия «равнина», объясняет, как равнины различаются по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Используя физическую карту полушарий в учебнике, учитель проводит анализ этого понятия на примере Восточно-Европейской равнины.

Затем учащиеся работают с контурной картой и наносят на неё крупнейшие равнины мира и России.

Выясняя, как живут люди на равнинах, учащиеся самостоятельно делают выводы, отвечая на вопросы: почему равнины густо заселены? Чем занимаются жители равнин? С помощью карты школьники объясняют, почему 1/5 часть населения России живёт на Восточно-Европейской равнине.

Следующая часть урока посвящена практикуму — описанию Западно-Сибирской равнины по карте. Для этого используется план рубрики «Шаг за шагом» (с. 83 учебника). Учащиеся внимательно читают алгоритм деятельности, а затем под руководством учителя выполняют его и записывают ответы в тетради.

Описание Западно-Сибирской равнины

План описания

Описание

1. Название. На каком материке, в какой его части и в какой стране равнина находится

Западно-Сибирская равнина. Находится на материке Евразия в её центральной части, в государстве Россия

2. Размеры равнины

С севера на юг на 2250 км, с запада на восток на 1800 км

3. Положение равнины относительно других объектов (гор, рек, морей)

Граничит с Уральскими горами на западе и Средне-Сибирским плоскогорьем на востоке, на юге с Казахским мелкосопочником и горами Алтай. На севере омывается Карским морем

4. Средние и максимальные абсолютные высоты равнины

0-200 м

5. Характер рельефа

Плоский

6. В каком направлении происходит понижение рельефа (по направлению течения рек)

С юга на север

7. Крупные реки, озёра, города на равнине

Реки Обь, Иртыш, Енисей. Города Салехард, Тюмень, Новосибирск, Новый Уренгой

На уроке учащиеся работают с заданиями тренажёра по выбору учителя.

Домашнее задание

  1. Изучить § 24.
  2. Ответить на вопросы 2-5.
  3. Выполнить задания 1, 6, 7.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.