Учимся с «Полярной звездой» (2)

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цель урока: развитие умений работы с картой.

Оборудование: учебник, географический атлас, контурная карта, карта полушарий.

Когнитивный компонент урока: географическая карта; план местности; топографическая карта; условные знаки.

Деятельностный компонент урока: сравнить план местности и географическую карту; определять направления, расстояния и высоты по плану; делать описание местности с помощью условных знаков; моделировать ситуацию с помощью топографической карты; делать презентацию выполненной работы; обсуждать в классе выполненную работу.

Эмоционально-ценностный компонент урока: показать значимость плана местности и карты в практической деятельности человека.

Работа с учебником: работа с заданиями.

Тип урока: практикум.

Ход урока

На данном уроке-практикуме вначале учитель актуализирует учащихся на выполнении практических действий. Работая с текстом учебника, обращает внимание на то, какими действиями необходимо обладать, чтобы уметь работать с планом и картой. Чтобы выяснить, как учащиеся усвоили картографические умения, следует выполнить ряд заданий. Причём задания I, II, III выполняются индивидуально, задание IV — в группе.

Для выполнения задания I учитель предлагает учащимся составить таблицу для сравнения.

Признаки сравнения

План местности

Географическая карта

 

 

 

 

 

 

Как показывает практика, учащиеся дома завершают задание IV и готовят презентацию. Своё выступление (от группы) демонстрируют на уроке обобщения.

Обобщение по теме

В начале урока учащиеся выступают с презентацией своего проекта. После этого учитель проводит экспресс-контроль.

Экспресс-контроль

1. Назовите основные стороны горизонта.

2. Кто первым произвёл измерение географической широты в градусах?

3. Кто ввёл понятия «широта» и «долгота»?

4. Где находится точка, широта и долгота которой 0°?

5. Найдите на карте точку с координатой 90° с.ш.

6. Если именованный масштаб в 1 см 100 м, то это значит…

7. Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?

8. Что обозначают эти условные знаки? (Учитель заранее готовит карточки с условными знаками.)

9. Вы шли по азимуту 30°. По какому азимуту вы будете возвращаться?

10. Изобразите в тетради холм высотой 25 м. Восточный склон холма крутой, западный — пологий. Горизонтали провести через 5 м.

11. Определите, сколько километров от экватора до Южного полюса.

12. Выберите три особенности, которые отличают мелкомасштабную карту от плана местности:

а) изображены небольшие участки территории;

б) при составлении учитывается кривизна шарообразной поверхности Земли;

в) обязательно присутствует градусная сетка;

г) используется крупный масштаб;

д) направление север-юг определяется по меридианам.

13. Дополните определения:

а) План местности — это … .

б) Географическая карта — это … .

в) Масштаб — это … .

г) Условные знаки — это … .

14. Определите географические координаты крупнейших городов мира:

а) Лондона; б) Каира; в) Нью-Йорка; г) Мехико.

15. Какое направление имеет меридиан?

16. Какое направление имеет параллель?

17. Условные линии на карте, соединяющие точки с одинаковой высотой, — это … .

18. Из уроков истории вы знаете семь чудес света. Определив их координаты, вы найдёте на физической карте полушарий места, где они находились. Задание выполняется по группам:

1) 30° с.ш., 33° в.д. (египетские пирамиды);

2) 36° с.ш., 28° в.д. (Колосс Родосский на острове в Средиземном море);

3) 33° с.ш., 45° в.д. (Висячие сады Семирамиды в Древнем Вавилоне);

4) 38° с.ш., 37° в.д. (Храм Артемиды Эфесской на полуострове Малая Азия);

5) 31° с.ш., 33° в.д. (Фаросский маяк в Александрии, основанной Александром Македонским);

6) 37° с.ш., 27° в.д. (город, где находится знаменитый Мавзолей);

7) 37° с.ш., 23° в.д. (статуя Зевса в Олимпии, Греция).

После завершения экспресс-контроля можно на мультимедийной установке показать рисунки семи чудес света. Следует обратить внимание, на каком материке находилось большинство чудес света.

Читайте также:

1 комментарий

  1. Зарган:

    Хороший урок. Спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.