Учимся с «Полярной звездой» (2)
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цель урока: развитие умений работы с картой.
Оборудование: учебник, географический атлас, контурная карта, карта полушарий.
Когнитивный компонент урока: географическая карта; план местности; топографическая карта; условные знаки.
Деятельностный компонент урока: сравнить план местности и географическую карту; определять направления, расстояния и высоты по плану; делать описание местности с помощью условных знаков; моделировать ситуацию с помощью топографической карты; делать презентацию выполненной работы; обсуждать в классе выполненную работу.
Эмоционально-ценностный компонент урока: показать значимость плана местности и карты в практической деятельности человека.
Работа с учебником: работа с заданиями.
Тип урока: практикум.
Ход урока
На данном уроке-практикуме вначале учитель актуализирует учащихся на выполнении практических действий. Работая с текстом учебника, обращает внимание на то, какими действиями необходимо обладать, чтобы уметь работать с планом и картой. Чтобы выяснить, как учащиеся усвоили картографические умения, следует выполнить ряд заданий. Причём задания I, II, III выполняются индивидуально, задание IV — в группе.
Для выполнения задания I учитель предлагает учащимся составить таблицу для сравнения.
Признаки сравнения |
План местности |
Географическая карта |
|
|
|
|
|
|
Как показывает практика, учащиеся дома завершают задание IV и готовят презентацию. Своё выступление (от группы) демонстрируют на уроке обобщения.
Обобщение по теме
В начале урока учащиеся выступают с презентацией своего проекта. После этого учитель проводит экспресс-контроль.
Экспресс-контроль
1. Назовите основные стороны горизонта.
2. Кто первым произвёл измерение географической широты в градусах?
3. Кто ввёл понятия «широта» и «долгота»?
4. Где находится точка, широта и долгота которой 0°?
5. Найдите на карте точку с координатой 90° с.ш.
6. Если именованный масштаб в 1 см 100 м, то это значит…
7. Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?
8. Что обозначают эти условные знаки? (Учитель заранее готовит карточки с условными знаками.)
9. Вы шли по азимуту 30°. По какому азимуту вы будете возвращаться?
10. Изобразите в тетради холм высотой 25 м. Восточный склон холма крутой, западный — пологий. Горизонтали провести через 5 м.
11. Определите, сколько километров от экватора до Южного полюса.
12. Выберите три особенности, которые отличают мелкомасштабную карту от плана местности:
а) изображены небольшие участки территории;
б) при составлении учитывается кривизна шарообразной поверхности Земли;
в) обязательно присутствует градусная сетка;
г) используется крупный масштаб;
д) направление север-юг определяется по меридианам.
13. Дополните определения:
а) План местности — это … .
б) Географическая карта — это … .
в) Масштаб — это … .
г) Условные знаки — это … .
14. Определите географические координаты крупнейших городов мира:
а) Лондона; б) Каира; в) Нью-Йорка; г) Мехико.
15. Какое направление имеет меридиан?
16. Какое направление имеет параллель?
17. Условные линии на карте, соединяющие точки с одинаковой высотой, — это … .
18. Из уроков истории вы знаете семь чудес света. Определив их координаты, вы найдёте на физической карте полушарий места, где они находились. Задание выполняется по группам:
1) 30° с.ш., 33° в.д. (египетские пирамиды);
2) 36° с.ш., 28° в.д. (Колосс Родосский на острове в Средиземном море);
3) 33° с.ш., 45° в.д. (Висячие сады Семирамиды в Древнем Вавилоне);
4) 38° с.ш., 37° в.д. (Храм Артемиды Эфесской на полуострове Малая Азия);
5) 31° с.ш., 33° в.д. (Фаросский маяк в Александрии, основанной Александром Македонским);
6) 37° с.ш., 27° в.д. (город, где находится знаменитый Мавзолей);
7) 37° с.ш., 23° в.д. (статуя Зевса в Олимпии, Греция).
После завершения экспресс-контроля можно на мультимедийной установке показать рисунки семи чудес света. Следует обратить внимание, на каком материке находилось большинство чудес света.
Хороший урок. Спасибо