Учимся с «Полярной звездой» (3)
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— проводить сравнение стран мира на политической карте по величине территории, расположению;
— проводить систематизацию изучаемой информации;
— составлять на основе анализа и систематизации преобразующие схемы;
— включаться в беседу, уметь доносить свою точку зрения до других.
Оборудование: учебник, карты полушарий, политическая карта мира из Приложения учебника.
Когнитивный компонент урока: многообразие стран мира; политическая карта, государства.
Деятельностный компонент урока: сравнение стран мира на политической карте; определение страны по описанию; создание проектного продукта в форме открытки другу.
Эмоционально-ценностный компонент урока: делать вывод о многообразии и разнообразии стран мира; формировать образ стран на основе эмоционального описания; включаться в беседу, отстаивать свою позицию.
Работа с учебником: практическая работа с учебником и картами Приложения.
Тип урока: урок-практикум.
Изучение нового материала
На первом этапе урока у школьников формируется умение работы с политической картой. Учащиеся дают характеристику политической карты (название, масштаб, условные знаки, способ изображения территории, что по ней можно узнать). Далее выполняют задание 1, А. Результаты работы оформляют в форме таблицы.
Крупные страны мира |
Где находится (часть света) |
Задание 1, Б формирует умение ранжировать страны (от большей площади стран к меньшей).
Площади стран по убывающей |
В каких полушариях находятся страны |
Задание 2 учащиеся выполняют, работая с картой.
Задание 3 можно выполнять по вариантам. Задание оформляется в виде таблицы.
Задание 4 выполняется как групповое задание, помогающее учащимся высказать своё мнение. Каждая группа учащихся представляет учителю письменный ответ, который затем озвучивается и оценивается.
Задание 5 выполняется как проектное (открытка другу). Открытки вывешиваются на стенде (магнитной доске) и оцениваются совместно школьниками и учителями. Оценивается содержание открытки другу, её оформление.
Обобщение по теме
Экспресс-контроль
- Почему поверхность Земли населена людьми неравномерно?
- Какова численность населения Земли? Где на Земле сохранились не заселённые человеком территории?
- Какое значение для науки имели исследования Н. Н. Миклухо-Маклая о равенстве человеческих рас?
- Назовите основные человеческие расы.
- Назовите четыре-пять народов, населяющих территорию России.
- Выберите верные утверждения:
а) У людей негроидной расы тёмная кожа и курчавые волосы являются приспособлением к сильным ветрам.
б) Человек появился на Земле около 30-40 тыс. лет назад в Восточной Африке и Южной Азии.
в) В настоящее время человек не зависит от природы.
г) Возникновение земледелия и животноводства сильно изменило образ жизни людей на Земле.
д) У людей монголоидной расы узкий разрез глаз, выступающие скулы, желтоватая кожа.
е) Учёные не пришли к единому выводу о причинах расовых различий.
- Определите плотность населения в области (крае), где вы живёте. Какой вывод вы сделали?
- На основе карты Приложения «Плотность населения мира» составьте таблицу, где укажите территории с плотностью населения:
а) более 100 чел./км2;
б) от 10 до 100 чел./км2;
в) менее 10 чел./км2.
- Чем различаются режим дня, питания, жилища у людей, живущих в разных местах Земли?
- Как изображаются столицы и границы государств на политической карте мира?
- Напишите названия трёх государств мира и их столиц.
- Составьте генеалогическое древо вашего рода. Что вы знаете о своих родственниках? Откуда произошла ваша фамилия? Материалы исследования включите в портфолио.
Выполняются также задания, помещённые в учебнике (с. 66).