Учимся с «Полярной звездой» (4)
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Выполняем проектное задание
Цели урока:
— включить учащихся в создание проекта;
— на основе проектного задания разработать туристический маршрут «Скульптурный портрет планеты»;
— оформить проект в форме контурной карты и письменного обоснования.
Оборудование: атлас, карта полушарий, контурная карта, ластик, карандаши (простой, цветные), линейка.
Когнитивный компонент урока: систематизация знаний учащихся по теме «План и карта», «Литосфера».
Деятельностный компонент урока: находить на карте географические объекты с помощью ориентиров и географических координат; находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё; выполнять проектное задание в сотрудничестве; презентовать продукт своей деятельности на конкурсе.
Эмоционально-ценностный компонент урока: включаться в проектную деятельность на основе создания личностно ориентированной проектной ситуации; осознавать свои интересы в создании проекта, приобретать опыт участия в новом для учащихся деле; раскрывать роль географической науки в практической деятельности.
Работа с учебником: изучение текста учебника по определённым шагам деятельности (алгоритму).
Тип урока: урок-проект.
Изучение нового материала
Учитель ставит перед учащимися проблему, сформулированную в тексте § 26: разработать туристический маршрут по географической карте и представить его на общеклассный конкурс под названием «Скульптурный портрет планеты». Учащиеся, изучая текст § 26, знакомятся с условиями конкурса.
Работу учащиеся выполняют парой или группой. На следующем этапе урока учитель объясняет, что для выполнения проекта (от замысла до получения конечного результата — продукта) необходимо составить чёткий план действий. Изучая каждый шаг в учебнике, учащиеся составляют план действий по каждому шагу.
Когда учащиеся уяснят общий план действий, они должны определиться, кто чем должен заниматься (работа в команде). Групповая и парная работа предполагает предварительное обсуждение каждого шага действий.
Для успешного выполнения проекта следует воспользоваться следующей схемой, которую можно проецировать на доску.
Схема проектной деятельности
1. Задача проекта — разработка туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты» |
|
2. Что необходимо сделать, чтобы выполнить проект |
|
шаг 1 |
ознакомиться с правилами работы с контурной картой; |
шаг 2 |
нанести на контурную карту горы и равнины, указанные на с. 83, 87 учебника; |
шаг 3 |
подписать на контурной карте океаны, чтобы легче ориентироваться; |
шаг 4 |
продумать, как будет проходить маршрут; |
шаг 5 |
нанести на контурную карту выбранные объекты маршрута, соединив их линией; |
шаг 6 |
объяснить, почему выбраны эти объекты для маршрута; |
шаг 7 |
выяснить, в каких странах находятся объекты; |
шаг 8 |
красиво оформить контурную карту для конкурса; |
шаг 9 |
подготовить презентацию для выступления на конкурсе. |
Как показывает практика, на этот урок следует выделить 2 часа, так как в особенности проектной деятельности входит презентация и защита своего продукта. Поэтому следует продумать параметры, по которым будет происходить защита (презентация) на конкурсе (оформление контурной карты; выбор маршрута и его обоснование; описание маршрута).