Зачем людям география и как мы будем её изучать

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— познакомить обучающихся с новым предметом — географией;

— раскрыть особенности содержания курса;

— показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;

— выяснить, какие задачи решает география;

— ознакомить с методами географической науки;

— познакомить обучающихся с новым учебником и требованиями учителя.

Оборудование: физическая карта полушарий, портреты путешественников, известных географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь «Мой тренажёр».

Когнитивный компонент урока: география; задачи и методы географической науки.

Деятельностный компонент урока: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажёра; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить значимость географической науки в современном мире; осознать идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Работа с учебником: знакомство с новым учебником в процессе работы с ним.

Тип урока: вводный.

Изучение нового материала

На данном уроке учитель решает три главные задачи.

Во-первых, знакомит обучающихся с новым учебным предметом — географией, её задачами и современными методами исследования.

Во-вторых, раскрывает основные особенности нового для обучающихся учебника географии и принцип работы с ним.

В-третьих, акцентирует внимание обучающихся на том, что успешное изучение географии невозможно без использования географических карт, а также дополнительной литературы, материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний.

Целесообразно построить урок на основе изучения содержания учебника географии. Вначале учитель ставит перед учащимися вопросы, обращаясь к их личному опыту: что они знают о географии? С чем или с кем они связывают географию? Что они хотели бы узнать, изучая географию? Какие книги, журналы они уже читали? Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания? Где учащиеся успели побывать в своей области, стране, мире?

Ответы на поставленные вопросы учитель заносит на доску под общим названием «Наш географический опыт».

Затем учащимся предлагается рассмотреть и изучить шмуцтитул с названием темы (с. 3).

Учитель обращает внимание на то, что слово «география» греческое и означает «землеописание». География занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. У истоков географии стояли великие учёные: Страбон, которого называли Географ, Эратосфен, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.

Далее обсуждается познавательная задача: зачем нам география? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории этой науки.

История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация о них.

Первый фрагмент параграфа называется «Зачем купцу география?». Изучив этот фрагмент параграфа, учитель задаёт учащимся вопрос: где были произведены товары, которые окружают вас дома?

Далее школьники обсуждают, зачем нам, современным людям, география; какое она имеет значение для всех людей и для каждого из нас лично; есть ли среди их родных и близких люди, чья профессия связана с географией, могут ли они назвать профессии, связанные с географией. Учитель спрашивает, какими качествами, по мнению учащихся, должны обладать люди, связанные с географией.

Главный вывод о том, что география помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нём, учащиеся находят на с. 5 учебника.

Чтобы оценить значение географии, учитель приводит пример, как оценивали географию учёные. Выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов писал так о роли географии: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показывает География, которая всей вселенной обширность единому взгляду подвергает». Наш современник учёный-географ В. С. Преображенский считал, что «география — это наука, создающая особую географическую картину мира с человеком, причём это не просто сочетание мира и человека, это осознание человеком своего места в мире». Из этих цитат видно, что во все времена учёные высоко оценивали значение географии.

Каждая наука ставит перед собой задачи, которые изучаются с помощью определённых методов исследования. Используя схему на с. 6 «Задачи географии», учащиеся называют эти задачи.

Для более чёткого представления методов географической науки учащиеся заполняют в тренажёре или зарисовывают в тетради схему:

Следующий этап урока — знакомство с учебником и требованиями к уроку географии. Вначале учащиеся выявляют, как построен учебник, из каких тем и параграфов он состоит. Внимательно изучив схему на с. 7, учащиеся будут иметь чёткое представление о структуре учебника. Учитель обращает внимание, что символ учебника — Полярная звезда, которая будет служить ориентиром и поможет выделять самое главное в параграфе. Двигаясь по маршруту, проложенному «Полярной звездой», учащиеся смогут добиться хороших результатов и сдать «лёгкий экзамен» самому себе, родителям, товарищам.

В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой даны основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте. Чтобы лучше усвоить материал параграфа, учащиеся должны отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно». Первая рубрика помогает усвоить текст параграфа, вторая и третья позволяют учащимся творчески подходить к делу, выполняя различные задания.

Верный помощник, к которому учащиеся должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха?» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7). Изучение этого раздела знакомит с основными приёмами работы с учебником.

Рубрика «Шаг за шагом» имеется во многих параграфах, она выполняет роль консультанта-помощника, объясняющего, как выполнить то или иное действие.

Учитель обращает внимание на карты, помещённые в конце учебника, раскрывает их роль и назначение. На уроке учащиеся знакомятся с рабочей тетрадью «Мой тренажёр» и её рубриками.

В конце урока учитель объясняет значение календаря погоды в кабинете географии, говорит, что систематическое его ведение в течение года — дело дежурных по классу.

Домашнее задание

  1. Изучить § 1.
  2. Ответить на вопросы 1-3.
  3. Выполнить задание 4.
  4. Выяснить с помощью этикеток, откуда в ваш дом поступили продукты питания. Заполнить и сделать анализ таблицы:

Название продуктов питания

Город

Страна

1

     

2

     

3

     

Общий вывод:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.