Земная поверхность на плане и карте (2)

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности;

— раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота»;

— определять относительную и абсолютную высоты. Оборудование: топографический план, нивелир. Когнитивный компонент урока: относительная высота, абсолютная высота; горизонтали.

Деятельностный компонент урока: определять относительную и абсолютную высоты по плану; определять по плану с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками параграфа.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

1. Что такое план местности? Для чего человеку необходим план местности?

2. Что такое условные знаки?

3. Что такое масштаб? Перечислите виды масштаба.

4. На плане местности указан именованный масштаб: в 1 см 5 м. Ему соответствует численный масштаб:

а) 1:5; б) 1:50; в) 1:500; г) 1:5000; д) 1:50 000.

5. Изобразите условными знаками:

а) кустарник;

б) смешанный лес;

в) грунтовую дорогу;

г) луг;

д) отдельно стоящее дерево;

е) болото.

6. Длина Волги составляет 3700 км, Енисея — 3800 км, Лены — 4300 км. Изобразите размеры рек прямыми линиями в масштабе: в 1 мм 100 км.

7. Назовите численный масштаб:

а) в 1 см 20 км; б) в 1 см 200 км.

8. По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идёте из школы домой? Каково расстояние от дома до школы? И т. д.

9. Изобразите условными знаками следующие объекты: болото, смешанный лес, школу, озеро, овраг, кустарник, реку, фруктовый сад, просёлочную дорогу.

10. Проведение топографического диктанта в форме связного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки, например:

Учащиеся из школы пошли на экскурсию в смешанный лес. Их путь проходил по просёлочной дороге, мимо фруктового сада, озера, через овраг, грунтовую дорогу. Особенно трудно было пробираться через кустарник и небольшое болото.

Изучение нового материала

На уроке учащиеся решают проблемный вопрос, как изображают на плане и карте неровности земной поверхности — овраги, холмы, горы. Учащиеся знакомятся с понятиями «относительная высота» и «абсолютная высота». Обращаются к рис. 24 учебника.

Затем с помощью рис. 25 учащиеся выясняют, как изображают холм на плоскости с помощью горизонталей. Учитель вводит понятие «горизонталь».

Вторая половина урока посвящена анализу рельефа на топографической карте (рис. 23). Учащиеся определяют более крутые и более пологие склоны, обрывы, овраги и т. д.

Учитель предлагает учащимся приготовленные заранее рисунки с разными формами рельефа, изображёнными горизонталями. Учащиеся должны определить эти формы.

Домашнее задание

1. Изучить § 10.

2. Ответить на вопросы 1-5.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.