Атмосфера и человек
Урок географии в 6 классе по ФГОС
Цели урока:
— показать огромное значение атмосферы для человека;
— выявить, как погодные и климатические условия
влияют на быт и здоровье людей;
— составлять и обсуждать правила поведения во время
опасных атмосферных явлений.
Оборудование: учебник, таблица «Строение атмосферы».
Когнитивный компонент урока: охрана атмосферы;
опасные атмосферные явления.
Деятельностный компонент урока: выявить значение
атмосферы для человека; описывать влияние погодных и
климатических условий на здоровье и быт людей; составлять
и обсуждать правила поведения во время опасных
атмосферных явлений; сопоставлять и отбирать информацию,
полученную из нескольких источников; включаться
в обмен мнениями по вопросу охраны атмосферы.
Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить
значение атмосферы; оценивать жизненные ситуации с
точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных
атмосферных явлений.
Работа с учебником: на основе текста § 47 составить
таблицу «Значение атмосферы».
Тип урока: изучение нового материала.
Изучение нового материала
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания
об атмосфере, определяют связь человека и атмосферы:
вспоминают, что такое атмосфера; из смеси каких газов
она состоит; каково строение атмосферы.
Учащимся даётся задание изучить фрагмент § 47 «Что
значит атмосфера для человека?». На основе текста и полученных
знаний они составляют схему «Значение атмосферы».
134
Далее учащиеся обсуждают проблему охраны атмосферы.
Используя приём «Стулья Диснея», учащимся предлагается
решить проблему «Как необходимо охранять атмосферу,
чтобы сохранить её следующим поколениям».
С этой целью в классе ставят три стула: «стул мечтателя»,
«стул реалиста», «стул критика». Класс делится на
группы, и каждая из них обсуждает проблему. Затем выбирают
одного из группы на «стул». На «стуле мечтателя»
ученик предлагает от имени группы фантастические идеи
решения проблемы, он имеет право на всё, кроме того, чтобы
думать о проблеме всерьёз. Ученик на «стуле реалиста»
предлагает оптимальные реалистические пути решения
проблемы. На «стуле критика» ученик от имени группы
(с которой обсуждаются предложенные идеи) подвергает
сомнению и критике идеи, предложенные для решения
проблемы. Все идеи фиксируются на доске, затем класс
выбирает наиболее ценные идеи, обосновывая их.
На уроке учащиеся обсуждают, как погодные условия
влияют на здоровье людей. С этой целью они изучают текст
учебника или результаты выполненной опережающей работы
— сообщение на тему «Влияние погодных условий
на здоровье людей», анкетирование родных и близких
о влиянии погодных условий на: а) детей; б) родителей;
в) дедушек и бабушек.
Далее класс разделяется на группы. Каждая группа изучает
текст «Опасные атмосферные явления» и составляет
правила безопасного поведения во время этих атмосферных
явлений. Результаты работы презентуются классу.
Домашнее задание
1. Изучить § 47.
2. Ответить на вопросы 3—6.
3. Выполнить задания 1, 2, 7.
Значение
атмосферы
Защита
от метеоритов
Влияние на
формирование
рельефа Земли
Защита от чрезмерного
охлаждения
и перегревания
Земли
Условие существования
живых
организмов
Защита от солнечного
и космического
излучения
135
Обобщение по теме
Экспресс-контроль
1. Какое из следующих утверждений является верным:
1. Температура воздуха с высотой повышается.
2. Температура воздуха с высотой понижается.
2. Температура воздуха определяется с помощью:
а) барометра; б) термометра; в) линейки.
3. Атмосферное давление — это:
а) сила, с которой воздух давит на земную поверхность
и на все находящиеся на ней тела;
б) столб ртути высотой 1 мм.
4. Почти весь водяной пар сосредоточен:
а) в верхних слоях атмосферы; б) в тропосфере;
в) в стратосфере.
5. Самая высокая температура воздуха наблюдается
летом при ясной погоде:
а) в полдень; б) в полночь; в) до полудня.
6. Покажите стрелками направление ветра. Выделите
ветер наибольшей силы:
А) 730 мм рт. ст. 760 мм рт. ст.
Б) 760 мм рт. ст. 751 мм рт. ст.
В) 735 мм рт. ст. 742 мм рт. ст.
7. Постройте график годового хода температур своей
местности. Определите среднюю годовую температуру.
8. Сравните бриз и муссон по плану:
1) название в переводе на русский язык;
2) причины образования;
3) территории, где встречаются;
4) как меняют своё направление.
9. Как вы считаете, влияет ли ветер на показания вашего
термометра за окном?
10. Соберите местные приметы, предсказывающие погоду.
Попробуйте проанализировать, действительно ли по
этим приметам можно определить, какой будет погода.
11. На уроке учащиеся осуществляют анализ погоды
за прошедшие два-три дня и составляют прогноз погоды.
Последовательность выполнения работы:
1) учащиеся анализируют по календарю погоды, репортажам
о погоде по радио и телевидению, какими были
в прошедшие дни температура воздуха, осадки, атмосферное
давление, направление ветра;
2) на основании проанализированных данных, собственных
наблюдений учащихся делаются прогнозы на
ближайшие два-три дня; прогнозы обосновываются.
3) на следующем уроке материалы анализируются
и сравниваются с погодой в действительности.
На уроке используются задания учебника и тренажёра.