Биосфера — земная оболочка

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— выяснить значение биосферы;
— сформировать понятие «биосфера»;
— раскрыть роль живых организмов в биосфере;
— выявить взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере;
— показать необходимос
137
и продуктов их жизнедеятельности. Учитель подчёркивает,
что биосфера связана с другими оболочками Земли и
состоит из:
а) собственно живого вещества (т. е. созданного и преобразованного
организмами);
б) косного вещества (образованного геологическими
процессами, например горные породы);
в) биокосного вещества (сочетание живого и неживого
вещества, например почва).
Таким образом, биосферу нельзя связывать только с
живым веществом, хотя живое вещество биосферы покрывает
почти всю поверхность планеты.
Живое вещество биосферы распространяется по земной
поверхности и оказывает влияние на окружающую среду,
изменяя её. Учёные обнаружили живые организмы в
многолетних толщах льда, донных отложениях глубоководных
впадин Океана, недрах вулканов.
Говоря о границах биосферы, учитель отмечает, что
пределы оболочки обусловлены границами физических условий
существования живых организмов. Существование
жизни ограничивается значениями температуры от –250
до +160 qС и давлением от 0,001 до 3000 атм. Нижняя
граница жизни в гидросфере проходит на глубине 10 км, а
в земной коре — до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит
в атмосфере на высоте от 20 до 45 км над уровнем
моря, примерно совпадая со слоем озона, предохраняющим
живое вещество от губительного ультрафиолетового
излучения Солнца.
С помощью учителя учащиеся составляют схему «Значение
биосферы».
Значение биосферы
Придаёт разнообразие
окружающей
среде
Поддерживает
неизменным
состав солей
в Океане
Создаёт осадочные
горные породы,
осуществляет биологическое
выветривание
горных пород
Обеспечивает
самоочищение
водоёмов
Поддерживает
газовый состав
атмосферы
Обеспечивает
людей продуктами
питания
138
С помощью этой схемы учащиеся устанавливают взаимосвязь
биосферы с другими оболочками Земли.
Затем учащиеся выясняют, какие живые организмы
обитают в биосфере. С этой целью они работают с текстом
учебника (с. 156—157) и отвечают на вопросы:
Сколько видов живых организмов на Земле?
Что такое органический мир?
Почему человек — часть органического мира?
Какие особенности характеризуют мир растений?
Каковы особенности обитания живых организмов в
Океане?
В конце урока, используя рис. 106, учащиеся выясняют,
как происходит круговорот веществ в биосфере.
Домашнее задание
1. Изучить § 48.
2. Ответить на вопросы 1—5.
3. Выполнить задание 6.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.