Географическая оболочка Земли

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— сформировать представление о географической оболочке;
— выяснить строение и свойства географической оболочки;
— показать значение географической оболочки для
жизни человечества;
— выяснить, как размещаются природные комплексы
на Земле.
Оборудование: карта полушарий, слайды и рисунки
природных комплексов.
Когнитивный компонент урока: географическая оболочка,
природный комплекс; свойства географической
оболочки — целостность, зональность, ритмичность; широтная
зональность, природная зона; высотная поясность.
Деятельностный компонент урока: приводить примеры
взаимосвязи частей географической оболочки;
иметь представление о природном комплексе; давать
описание природного комплекса своей местности; выявить
доказательства существования главных закономерностей
географической оболочки на основе анализа
тематических карт.
Эмоционально-ценностный компонент урока: подвести
учащихся к выводу, что географическая оболочка — дом
человечества, который надо беречь; понимать, что географическая
оболочка состоит из более мелких природных
комплексов, подчиняющихся общим законам природы.
Работа с учебником: работа с рисунками и понятийным
аппаратом учебника.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Где наибольшая концентрация живых организмов в
биосфере? Приведите примеры.
2. Каково значение биосферы для человека?
3. Продолжите предложение:
Биосфера для меня — это … .
4. Как человек воздействует на биосферу?
5. Выберите правильные утверждения:
1. Растения и животные распространены на Земле
рав номерно.
2. В состав биосферы входят только животные организмы.
3. Организмы оказывают большое влияние на земные
оболочки.
143
4. Хозяйственная деятельность человека может отрицательно
влиять на биосферу.
6. «Природа содержит в себе как духовные, так и материальные
ценности, вызывая в человеке уважение к
жизни. Всякая форма жизни уникальна и достойна уважения
вне зависимости от её ценности для человека». Это
слова из Хартии охраны природы. Как вы их понимаете?
Изучение нового матер
144
равнин, океанов, материков). Самый крупный природный
комплекс на Земле — сама географическая оболочка.
К крупным природным комплексам относят материки,
океаны, а также такие природные образования, как пустыни,
низменности, горы и т. д. Кроме того, существуют
небольшие природные комплексы — холмы, долины, реки,
болота, которые окружают местность, где вы живёте. Чем
меньше природный комплекс (ландшафт), тем однороднее
в нём природные условия. Таким образом, географическая
оболочка состоит из разных по масштабам ПТК, которые,
как матрёшки, входят один в другой. Относительно крупные
ПТК называются ландшафтами, более мелкие — местностями,
урочищами, фациями.
Важно подчеркнуть, что в наше время почти не осталось
при родных комплексов, не изменённых человеком.
Это различные природно-хозяйственные комплексы. Воздействие
человека на ПК может быть положительным, если,
например, люди расчистили родник, провели противоовражные
мероприятия, восстановили вырубленный лес.
Однако часто воздействие человека на комплекс может
быть отрицательным: сведение лесов, загрязнение почв,
атмосферы и гидросферы и т. д.
Затем учащиеся переходят к рассмотрению свойств
географи ческой оболочки.
Географическая оболочка обладает особыми свойствами,
которые отличают её от других оболочек Земли и появляются
вследствие тесного взаимодействия между отдельными
её частями (рис. 113 учебника).
В чём же заключается единство и целостность географической
оболочки? Вода, воздух и живые организмы проникают
в верхние слои литосферы. Воды Океана и суши
содержат газы и соли, твёрдые частицы литосферы, в них
обитают животные и растения. Масса большинства организмов
состоит в значительной степени из воды. Почва
состоит из живого и неживого вещества. Между разными
компонентами географической оболочки постоянно происходит
обмен веществом и энергией — круговорот. Одним из
ярких проявлений такого обмена является круговорот воды
в природе. Любое более или менее существенное изменение
Свойства географической оболочки
Единство и
целостность
Зональность Ритмичность
145
в какой-либо из оболочек рано или поздно приведёт к изменению
в других оболочках. Учитель предлагает учащимся
представить, что в каком-нибудь регионе стало меньше выпадать
атмосферных осадков. Что тогда произойдёт? Учащиеся
дают разные ответы. Подводя итоги, учитель отмечает,
что изменится климат этого региона, дефицит воды
приведёт к пересыханию большинства рек и исчезновению
лесов вместе с их обитателями — животными. Изменится
почвенный покров. Наконец, люди будут вынуждены сменить
свою хозяйственную деятельность на этой территории.
При недостатке воды человек будет использовать её особенно
активно, и тогда сухость климата будет ещё более возрастать.
Это и есть проявление тесных взаимосвязей между
различными компонентами в географической оболочке.
Знание о том, что географическая оболочка обладает
единством и целостностью, используется человеком при
освоении территории, при строительстве сооружений. Нам
всегда следует предвидеть, что будет с природой, если мы
построим водохранилище, осушим болото, вырубим лес на
определённой территории.
Другое свойство географической оболочки — ритмичность
всех происходящих в ней процессов и явлений.
О том, как это свойство проявляется, учащиеся читают на
с. 167 в учебнике.
Ещё одно важное свойство географической оболочки
— её зональность. Причиной проявления зональности
является неодинаковое количество тепла, поступающего
на Землю. Учитель отмечает, что природные комплексы
подчинены закону зональности.
Учитель напоминает учащимся, что в разных широтах
солнечные лучи падают на земную поверхность под
разными углами, в результате чего количество тепла убывает
от экваториальных широт к полярным. Учитель напоминает
также, что в разных местах планеты выпадает
неодинаковое количество атмосферных осадков. Разное
сочетание тепла и влаги создаёт на разных широтах неодинаковые
условия для живых организмов. В результате
на суше чередуются лесные и безлесные зоны. Например, в
умеренных широтах наиболее широко распространены леса,
так как здесь достаточно для них и тепла, и осадков.
Ближе к полюсам тепла для деревьев уже не хватает и на
смену лесам приходят тундры. Напротив, в более низких
широтах в центральных частях материков тепла достаточно,
но деревьям не хватает влаги, и леса здесь сменяются
степями и даже пустынями. В экваториальных широтах
тепло и вновь возрастает количество атмосферных осадков,
поэтому здесь опять господствуют леса. Зональные
природные комплексы называются природными зонами.
146
Учащиеся читают определение этого понятия в учебнике
(с. 168). Учитель говорит, что, помимо широтной зональности,
существует высотная поясность. Для её объяснения
используется рис. 114.
С высотой температура в тропосфере понижается. Поэтому,
поднимаясь всё выше в горы, мы попадаем во всё
более суровые условия, как если бы по равнине мы продвигались
в сторону полюсов. Даже в низких широтах
высоко в горах существуют вечные льды и снега. Высотные
пояса — это азональные (незональные) природные
комплексы. Азональные комплексы могут возникать и по
другим причинам, например из-за различий в свойствах
горных пород, слагающих земную поверхность (водоупорные
и водопроницаемые, растворимые и нерастворимые
и т. д.). Чаще всего азональные комплексы возникают изза
различий в рельефе и горных породах. Соотношение
между зональными (природными зонами) и азональными
комплексами может быть различным. Так, на ВосточноЕвропейской
равнине (крупный азональный комплекс)
сменяют друг друга разные природные зоны — тундра и
лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса,
лесостепи и степи, полупустыни. Внутри же природных
зон встречаются малые азональные комплексы, например
оазисы в полупустынях, где близко к поверхности залегают
подземные воды из-за водоупорности пород.
Домашнее задание
1. Изучить § 51.
2. Ответить на вопросы 1—6.
3. Выполнить задание 7.
4. Подготовить фотографии, рисунки, коллаж на темы
«Мой любимый природный комплекс», «Я и природа».
Лучшие работы поместить в портфолио.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.