Культурные ландшафты

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— сформировать понятие «культурный ландшафт»;
— показать влияние человека на культурный ландшафт.
Оборудование: карта полушарий, слайды, картины, изображающие
культурные ландшафты, бумага, фломастеры.
Когнитивный компонент урока: культурный ландшафт;
ландшафты сельскохозяйственный, промышленный,
городской.
Деятельностный компонент урока: понять и уметь
высказывать своё мнение о способах улучшения культурных
ландшафтов; уметь создавать образ культурного
ландшафта; составлять
150
Ответы для заполнения данной схемы учащиеся находят
в тексте учебника. Затем учащиеся самостоятельно составляют
схему:
Учитель с помощью наглядных средств, рисунков учебника
иллюстрирует своё объяснение. Учащиеся определяют
связи между природными и социальными объектами
культурного ландшафта.
Затем на уроке обсуждаются вопросы: что такое уникальность
культурного ландшафта? Чем она обусловлена?
Внимание учащихся обращается на продолжительность,
глубину (интенсивность) освоения человеком культурного
ландшафта, на то, какое место в культурном ландшафте
занимает человек. Учащиеся подводятся к пониманию того,
что ландшафт — природное и культурное наследие.
На уроке в процессе групповой или индивидуальной
работы осуществляется моделирование возможных преобразований
на участке культурного ландшафта своей местности
с целью повышения качества жизни населения.
Цель этой работы — участие учащихся в практических
делах, формирование умений моделирования.
Для выполнения этой работы потребуются фотографии
местности вокруг школы, план школьного двора или своей
дачи (составляется с родителями).
Итогом работы должен стать план преобразованного
школьного участка (или иной территории) или практическая
работа по преобразованию выбранного участка.
Учащиеся группой или индивидуально выполняют
моделирование участка, внося культурные изменения,
которые предусматривают: а) комфорт для людей; б) эстеВиды
культурных ландшафтов
Городские Сельскохозяйственные Промышленные
Понятие «культурный
ландшафт»
Что такое ландшафт
Характерные
черты ландшафта
Примеры культурных
ландшафтов
Какие виды культурных
ландшафтов
существуют
151
тическую привлекательность; в) экологические требования
и др.
Разработанные модели на листах ватмана или в компьютерном
исполнении обсуждаются и защищаются на
презентациях.
Другим вариантом является реальная практическая деятельность
учащихся по преобразованию участка вокруг
школы, сквера. В этом случае учащиеся решают, как можно
окультурить ландшафт (уборка территории, покраска
скамеек, развешивание скворечников, посадка растений),
а затем после уроков осуществляют намеченный план.
В завершение урока можно предложить учащимся ответить
на вопрос: какие меры осуществляются в нашей
местности по сохранению культурных ландшафтов?
Домашнее задание
1. Изучить § 53.
2. Ответить на вопросы 1—3.
3. Выполнить задания 4, 5.
4. Подготовить доклад на тему «Ландшафт, который
хочется сохранить», иллюстрируя его фотоснимками и
рисунками.
Обобщение по теме
Экспресс-контроль
1. Докажите, что самый большой природный комплекс
Земли — её географическая оболочка.
2. Географическая оболочка:
1) это область активного взаимодействия земных оболочек,
образующая среду жизни человека;
2) это самый крупный природный комплекс на Земле;
3) присуща только планете Земля;
4) имеет чёткие границы с другими оболочками
Земли.
3. Закончите предложения:
1. Важнейшими свойствами географической оболочки
являются … .
2. Различие природных условий в зависимости от
широты места — это проявление … .
3. Смена времён года на Земле — проявление такого
свойства, как … .
4. Мировой круговорот воды в природе — проявление
такого свойства, как … .
4. Чем отличается умеренный пояс от тропического?
5. Дайте описание климата своей местности.
6. Какой ландшафт вы назовёте культурным:
а) поле, заросшее пшеницей;
б) свалку;
152
в) лесное озеро;
г) городской парк?
7. Выберите, какие виды хозяйственной деятельности
людей приводят к неблагоприятным изменениям природных
комплексов:
а) посадка деревьев и кустарников на склонах оврага;
б) вырубка лесов;
в) создание заповедников и заказников;
г) сброс загрязнённых бытовыми отходами вод в реку;
д) аэродром, расположенный рядом с рощей.
8. Подумайте и скажите, чем, на ваш взгляд, уникальна
Земля.
9. Как вы считаете, могут ли изменяться границы географической
оболочки? Ответ аргументируйте.
10. Приведите примеры того, как в результате изменения
одного компонента меняется весь природный комплекс.
Изобразите свой ответ в виде схемы.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.