Погода и климат

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— сформировать понятия «погода» и «климат»;
— сформировать представление о воздушных массах;
— выявить зависимость климата от географической
широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения
по отношению к горным сооружениям;
— выявить влияние погодных условий на здоровье людей;
— формировать умение давать описания погоды и климата.
Оборудование: дневник наблюдений за погодой, слайды,
учебник, физическая карта полушарий.
Когнитивный компонент урока: погода; воздушные
массы; климат.
Деятельностный компонент урока: анализировать
карту «Изменение климатических показателей с запада
на восток»; использовать собственные наблюдения о погоде
и климате; составлять характеристику воздушных
масс с разными свойствами; устанавливать причинноследственные
связи между свойствами воздушных масс и
характером поверхности, над которой они формируются;
формировать умения (компетенции) использования информационных
технологий.
Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть
значение прогнозирования погоды и климата для
природы и хозяйственной деятельности человека.
Работа с учебником: работа с определениями понятий,
картой в учебнике (рис. 102).
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Продолжите определение: облака — это … .
2. Как вы считаете, какое влияние оказывает облачность
на температуру воздуха?
130
3. Вы провели наблюдения за облаками и облачностью.
Какие выводы вы сделали?
4. Какие виды осадков характерны для вашей местности
в тёплое и холодное время года?
5. Почему на Земле выпадает неодинаковое количество
осадков?
Изучение нового материала
Наверное, нет таких людей, которых бы не интересовала
погода. Слишком во многом люди зависят от неё.
Прочитайте фрагмент параграфа «Что мы знаем о погоде?»
в § 45. Составьте план по этому фрагменту текста.
После того как учащиеся прочитали текст и озаглавили
каждый пункт плана, учитель вместе с ними выясняет,
что такое погода. Почему погоду называют «капризное дитя
природы»? Назовите характеристики погоды. Систематизируя
ответы учащихся, учитель чертит на доске схему:
Учитель предлагает установить взаимосвязь между факторами,
отмеченными в схеме.
Учащиеся знакомятся с синоптической картой
(рис. 101), вспоминают, где они уже видели синоптические
карты. Учитель спрашивает, кто из них слушает прогноз
погоды. Какую погоду обещали синоптики сегодня?
Характеристика погоды включает среднюю суточную
температуру, атмосферное давление, состояние облачности,
осадки, направление и силу ветра. На основании данных
календаря погоды учащиеся характеризуют погоду сегодняшнего
дня, проводят анализ погоды за неделю и месяц.
Следующий вопрос, который рассматривается на уроке:
что такое воздушные массы и какие они бывают?
Учащиеся дают определение понятия «воздушные массы».
Именно постоянное перемещение воздушных масс вызывает
изменение погоды.
Характеристику различных типов воздушных масс
учитель даёт с помощью схемы, сопровождая объяснение
конкретными примерами. Объяснение необходимо сопроФакторы,
влияющие на погоду
Солнечная
радиация
Атмосферные
осадки
Атмосферное
давление
Влажность
воздуха
Температура Облачность
Сила и
направление
ветра
131
вождать показом называемых территорий на карте России
и карте полушарий.
По учебнику учащиеся выясняют отличие разных воздушных
масс друг от друга.
Далее учитель переходит к объяснению, что такое климат
и от каких главных факторов он зависит. Характеризуя
каждый фактор, учитель обращает внимание учащихся на
рис. 102 «Изменения климатических показателей с запада
на восток». Учитель объясняет, что и как можно узнать
по этой карте. Учащиеся анализируют показатели средних
температур и годового количества осадков в пунктах, указанных
на карте, определяют географические координаты
этих пунктов и с помощью учителя делают выводы.
Как влияют погодные условия на здоровье людей, учащиеся
узнают из текста учебника, дополняя его своими
личными наблюдениями.
На уроке учащиеся дают характеристику климата своей
местности. Работа выполняется в следующей последовательности:
1. Учитель предлагает учащимся название книг, учебников,
статей из кабинета географии, школьной библиотеки,
где есть характеристика климата своей местности.
2. Учащиеся по плану дают описание климата своей
местности:
а) в каком климатическом поясе находится местность;
Типы воздушных масс в зависимости от
географической широты характера земной поверхности
Воздушные массы
континентальные (КВМ) морские (МВМ)
В зависимости от широты
арктические умеренных
широт тропические экваториальные
132
б) какие факторы влияют на климат местности;
в) характеристика климата в зимнее и летнее время
(температура и осадки);
г) необычные климатические явления, которые фиксировались
в местности;
д) в каких пословицах, поговорках фиксирует климат
народный календарь;
е) как сохранить и восстанавливать природу своей
местности.
В завершение урока учащимся предлагается игра «Если
бы я был волшебником, что бы я изменил в климате своей
местности?».
Подводя итог урока, учитель обобщает и повторяет новый
материал, проверяет, как его усвоили учащиеся.
Домашнее задание
1. Изучить § 45.
2. Ответить на вопросы 2—8.
3. Выполнить задания 1, 9, 10.
4. Написать маленькое эссе на тему «У природы нет
плохой погоды».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.