Природные зоны Земли

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— показать, как размещаются природные комплексы
по поверхности Земли;
— объяснить
147
Деятельностный компонент урока: формирование
умений работать с картой природных зон; наносить на
контурную карту природные зоны Земли; сравнивать между
собой различные природные зоны.
Эмоционально-ценностный компонент урока: показать
уникальность и разнообразие каждой природной зоны;
формировать бережное отношение к животному и растительному
миру.
Работа с учебником: работа с текстом, рисунками и
картами Приложения учебника.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Приведите примеры взаимодействия компонентов
географической оболочки.
2. Учение о географической оболочке разработал:
а) В. И. Вернадский; в) А. Гумбольдт.
б) А. А. Григорьев;
3. Какое из утверждений о географической оболочке
верное:
1. Общая мощность географической оболочки на суше
70—80 км.
2. Географическая оболочка включает в себя гидросферу,
нижний слой атмосферы, верхнюю часть литосферы,
биосферу, ноосферу.
3. Географическая оболочка включает гидросферу,
атмосферу, литосферу, биосферу.
4. На конкретных примерах покажите проявление закономерностей
географической оболочки: целостности, ритмичности,
зональности.
5. Человек провёл осушение природного комплекса
— болота. Что в данной ситуации произойдёт? Продолжите
логическую цепочку:
болото —> осушение —> …
6. Какие природные комплексы можно выделить в вашей
местности, какие из них природные? Какие — природно-хозяйственные?
Изучение нового материала
Знакомство с новым материалом осуществляется с использованием
карты полушарий и карты природных зон
Приложения учебника.
Учащиеся знакомятся с картой природных зон, выясняя,
что можно узнать по карте, каким цветом изображены
природные зоны.
Переходя к вопросу о смене природных зон от экватора
к полюсам, учитель более подробно, чем в учебнике,
останавливается на характеристике каждой природной зоны.
Сначала он напоминает учащимся, что географическая
зональность — это закономерная смена природных зон на
148
Земле. На земном шаре обитает огромное число видов растений
и животных, распространение которых зависит от
многих факторов, но важнейшим из них является распределение
тепла и влаги, что создаёт в разных широтах неодинаковые
условия для жизни организмов.
Территории, имеющие сходные климатические условия,
образуют природные зоны. Свои названия природные
зоны получили от преобладающей растительности, например
зона экваториальных лесов, зона саванн и т. д.
Затем изучаются особенности природных зон на Земле
и их размещение.
Учитель последовательно характеризует природные зоны
Земли, а учащиеся работают с контурной картой.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что
многие природные зоны мира сильно изменены человеком:
леса вырубаются, луга и пашни истощаются. Во всех природных
зонах возникают крупные города (посмотрите на
карту), прокладываются дорожные трассы, ведётся добыча
полезных ископаемых. Воздействие человека на природные
зоны приводит к тому, что многие растения и животные
находятся под угрозой вымирания.
Данный урок можно провести в форме игры-путешествия
по природным зонам. Класс делится на группы по
числу природных зон. Каждая группа, используя учебник,
атлас, дополнительную литературу, даёт описание особенности
природной зоны, нанося её на контурную карту.
Затем от каждой группы выступает представитель и докладывает
о проделанной работе. Полученные данные учащиеся
систематизируют и заполняют таблицу:
Название
природной
зоны
Где находится
Климат
Растительность
Животный
мир
Как используется

человеком
Домашнее задание
1. Изучить § 52.
2. Ответить на вопросы 2—5.
3. Выполнить задания 1, 6, 7.
4. Изучить основные источники загрязнения в районе
вашего дома или школы. Каковы ваши действия?

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.