Реки — артерии Земли (1)

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— сформировать понятия о реке, её частях, речной системе,
питании реки;
— показать роль рек в жизни человека;
— осуществлять смысловое чтение при описании реки.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая
карта России, картины, слайды с изображением рек
и их частей.
Когнитивный компонент урока: река, русло, исток,
устье, речная система, речной бассейн, водораздел, источники
питания реки.
Деятельностный компонент урока: характеризовать
особенности речной системы; правильно показывать реки
по карте; знать наиболее крупные речные системы мира;
106
осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами
ознакомления, жанрами и основной идеей текста; выявлять
по рисунку части реки; характеризовать реки своей
местности.
Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть
значение рек в жизни человека; показать необходимость
охраны рек; понимать, что речная вода — важнейшая
ценность на планете.
Работа с учебником: работа с текстом, работа с рис. 72.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Солёность вод Карского моря составляет 42‰. Сравните
её со средней океанической солёностью и сделайте
выводы.
2. Как изменяется температура вод Мирового океана с
глубиной?
3. Какое утверждение является верным:
1. Температура вод на поверхности морей и океанов
зависит от их географического положения.
2. Во всех морях и океанах вода имеет солёный вкус.
3. Солёность морской воды измеряется в процентах.
4. Гольфстрим — тёплое течение.
5. Волны — один из видов движения воды в Океане.
4. От чего зависит направление течений?
5. С чем связано образование цунами?
6. Почему во время цунами суда стараются выйти подальше
в открытое море?
Изучение нового материала
Вначале учитель спрашивает учащихся, на какой реке
расположены их населённый пункт, дача, деревня; что такое
река. Учащиеся пытаются дать определение реки. Учитель,
конкретизируя ответы, просит найти определение понятия
в учебнике, ориентируясь по маршруту «Полярной
звезды». Затем учащиеся определяют, как изображаются
реки на картах. Учитель показывает самые длинные реки
мира: Амазонку, Нил, Миссисипи; крупнейшие реки
России: Волгу, Лену, Обь, Енисей, подчёркивая при этом,
что реки показывают на карте от истока по направлению
течения.
Из курса природоведения учащиеся вспоминают, что такое
исток, устье реки. Чтобы дополнить ответы учащихся,
анализируют рис. 73 «Части реки». Находят русло реки, её
верхнее, среднее и нижнее течения. По карте определяют
правый и левый берега реки. Описывая элементы речной
системы, учитель отмечает, что у рек бывают разные истоки
и устья. Река может начинаться из родника, в болотце,
как наша Волга, или из горного ледника, как Янцзы в
Китае. Амур образуется из слияния двух рек — Шилки и
107
Аргунь. Бывают реки, вытекающие из озёр, например река
Свирь, текущая из Онежского озера в Ладожское, или
Ангара, вытекающая из озера Байкал.
При впадении в море река образует устье, которое иногда
из-за собственных наносов распадается на множество
рукавов, как у Волги. Устье реки становится похоже на
крону дерева — его называют дельтой. Самая большая
дельта у реки Лены. Очень большие дельты имеют Миссисипи,
Нил, Меконг. Иногда река впадает в море через
узкий залив, как, например, Обь или Северная Двина.
В России такие заливы называют губами.
Затем по физической карте России учащиеся выясняют,
что такое речная система, речной бассейн и водораздел
на примерах реки Волги или Лены.
Следующий вопрос, который выясняют учащиеся: откуда
в реках берётся вода? С этой целью они составляют
схему:
Затем определяют, какое питание у рек, протекающих
в их местности.
В заключение урока учащиеся осуществляют смысловое
чтение текста «Стоп-кадра». Задача учителя — по казать,
что существуют различные жанры описания: литературное
(художественное), научное. Учащиеся выполняют задание
8, сравнивая два описания реки Енисей. После его
выполнения учащимся задаётся вопрос, какое новое знание
они получили, выполняя это задание.
На уроке могут быть использованы задания тренажёра.
Домашнее задание
1. Изучить § 33.
2. Ответить на вопросы 2—6.
3. Выполнить задания 1, 7.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.