Реки — артерии Земли (2)
Урок географии в 6 классе по ФГОС
Цели урока:
— сформировать понятия о режиме реки, типах рек;
— составлять описание реки по плану на основе анализа
карт; составлять характеристику равнинной и горной рек.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая
карта России; картины и слайды с изображением равнинных
и горных рек.
Питание рек
дождевое снеговое подземными
водами
смешанное
108
Когнитивный компонент урока: режим реки — половодье,
паводок, межень; пороги и водопады; равнинные и
горные реки.
Деятельностный компонент урока: анализировать
графики изменения уровня воды в реках (рис. 75); выявлять
по рис. 76 части долины реки; описывать реку по
плану.
Эмоционально-ценностный компонент урока: осознать,
что формирование современной речной долины — длительный
процесс и результат геологической работы реки;
решать жизненные задачи, связанные с правилами обеспечения
личной безопасности на реках.
Работа с учебником: анализ текста учебника и рисунков;
работа с рубрикой «Шаг за шагом».
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Что такое река? Объясните значение рек.
2. По рис. 73 определите основные части реки.
3. Может ли исток реки находиться в море?
4. Установите соответствие между рекой и материком,
на котором она находится:
1) Лена А) Северная Америка
2) Амазонка Б) Африка
3) Конго В) Южная Америка
4) Миссисипи Г) Евразия
5. Чем объясняется различие рек по источникам питания?
6. Площадь суши, с которой река собирает воду, называют:
а) водоразделом; в) бассейном реки;
б) водозабором; г) речной системой.
7. К бассейну какой реки относят реки вашей местности?
Изучение нового материала
Раскрывая понятие «режим реки», учитель объясняет,
что такое половодье, межень, паводок. При этом важно опираться
на примеры особенностей природы своей местности.
Для закрепления данного понятия учитель анализирует
графики изменения уровня Волги и Амура (рис. 75 учебника).
Вначале учитель знакомит учащихся с условными
обозначениями по горизонтали и вертикали графиков, затем
учащиеся определяют уровень воды в метрах в разное
время года. Учитель задаёт вопрос: когда на этих реках половодье,
межень? Как это определить по графикам?
Формируя понятие «речная долина» и объясняя, как
«работают» реки, учитель обращается к тексту учебника
и рис. 76. В результате комментированного чтения учащиеся
делают вывод о том, что формирование речной до-
109
лины — длительный геологический процесс. По рис. 76
учащиеся определяют, где лучше построить городской
микрорайон — в пойме реки или в другом месте.
Затем, используя рис. 77, 78, учащиеся выясняют, как
образуются пороги и водопады, находят на карте крупнейшие
водопады Земли.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что среди
великого множества рек на Земле встречаются реки большие
и маленькие, медленно текущие и быстрые. Равнинные
реки текут медленно в широких долинах, образуя многочисленные
излучины. Разница в абсолютной высоте между
истоком и устьем небольшая — у Волги всего 250 м. Горные
реки, наоборот, бурно текут в узких глубоких долинах.
Их исток намного выше устья, например у Терека почти
на 5000 м. Спускаясь с гор, Терек стремительно мчится
вниз, петляя, прокладывает себе путь. Частицы размытых
пород, которые река выносит с гор, откладываются на равнине,
в нижнем течении реки.
Очень важно выделить на уроке время на то, чтобы учащиеся
включились в диалог по поводу соблюдения правил
безопасного поведения на реках.
Затем учащиеся знакомятся с рубрикой «Шаг за шагом»
в учебнике и дают описание реки Амазонки по плану.
Домашнее задание
1. Изучить § 34.
2. Ответить на вопросы 2—8.
3. Выполнить задания 1, 9.