Состав и строение атмосферы

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— показать значение атмосферы для жизни на планете;
— сформировать понятие «атмосфера», показать её состав
и строение;
— сформировать понятие о тропосфере как части атмосферы,
наиболее важной для жизни людей;
— реализовать принцип связи изучаемого на уроке с
жизнью;
— научить замечать и понимать окружающие природные
явления.
Оборудование: схема «Строение атмосферы», слайды,
учебник.
Когнитивный компонент урока: атмосфера, тропосфера,
стратосфера, озоновый слой; охрана атмосферы; оптические
явления в атмосфере.
Деятельностный компонент урока: составлять и анализировать
схему «Состав воздуха»; выяснить строение атмосферы;
делать выводы о значении атмосферы для жизни
на Земле; понимать смысл выражения «тропосфера — кухня
погоды».
Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать,
какое значение имеет воздушная оболочка Земли
для жизни на планете; понимать необходимость охраны
чистоты атмосферного воздуха в своей местности.
Работа с учебником: работа с понятийным аппаратом
учебника; работа со схемой шмуцтитула темы и рисунками
параграфа.
При изучении темы «Атмосфера» учащиеся продолжают
вести календарь погоды, который поможет им в дальнейшем
делать выводы об особенностях атмосферных явлений.
Тип урока: изучение нового материала.
Изучение нового материала
Урок учитель начинает с вопросов:
Какие оболочки земного шара вы уже изучили? Как
они связаны друг с другом? Что вам уже известно об атмосфере?
Какое значение она имеет для человека? Что означает
слово «атмосфера»?
Атмосфера имеет сложный состав. Она состоит из смеси
газов. По рис. 86 учебника учащиеся выясняют, какие это
газы. Затем рисуют схему, показывающую газовый состав
атмосферы.
118
Учитель объясняет значение основных газов атмосферы
для жизни на Земле и в процессе объяснения составляет
схему.
Основные сведения о строении атмосферы изложены в
тексте учебника. Чтобы выяснить, из каких слоёв состоит
атмосфера, учащиеся изучают шмуцтитул темы (с. 125) и
внимательно читают раздел параграфа «Какие слои образуют
атмосферу?». Учитель, комментируя текст учебника,
ставит перед учащимися вопросы:
1. Из каких слоёв состоит атмосфера?
2. Чем отличается тропосфера от стратосферы?
3. Почему тропосфера — самый важный для человека
слой атмосферы?
4. Справедливо ли утверждение, что тропосфера — кухня
погоды?
Своё мнение учащиеся подтверждают примерами.
Затем учащиеся переходят к обсуждению проблемы
— что значит атмосфера для жизни на Земле и для
человека. Они приводят примеры того, как человек заАтмосфера
Смесь газов
Азот 78% Кислород 21% Другие газы
Аргон Озон Углекислый газ
Функции некоторых газов в атмосфере
Кислород
— для дыхания
живых
организмов
— для горения
— для окисления
Углекислый
газ
— «утеплитель»
атмосферы
— необходим
для развития
растений
Азот
— входит в
состав белков
— участвует
в питании
растений
Озон
— поглощает
ультрафиолетовые
лучи
119
грязняет воздух, и предлагают собственные пути решения
проблемы загрязнения атмосферы.
Для развития познавательного интереса учащиеся
знакомятся с текстом «Стоп-кадра» «Атмосферные явления
— обычные и необычные».
В завершение урока учащиеся подводят итог: что они
узнали нового на уроке, какие понятия и важные идеи
уяснили.
Домашнее задание
1. Изучить § 38.
2. Ответить на вопросы 1—5.
3. Выполнить задания 6, 7.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.