Состав и строение гидросферы

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— сформировать представление о гидросфере, выяснить
её состав;
— сформировать представление о Мировом круговороте
воды;
— раскрыть значение воды в природе, для всего живого
на Земле.
Оборудование: физическая карта полушарий, схема
«Мировой круговорот воды в природе».
Когнитивный компонент урока: гидросфера, её состав;
Мировой круговорот воды в природе; необходимость
охраны гидросферы.
Деятельностный компонент урока: выявлять причинно-следственные
связи между гидросферой и другими
оболочками Земли; узнать свойства воды; понять значение
воды для человека; сравнивать соотношение отдельных
частей гидросферы; выявлять взаимосвязи между составными
частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в
природе».
Эмоционально-ценностный компонент урока: понять
универсальную ценность воды на планете Земля; осознать
значение гидросферы; понимать необходимость охраны гидросферы.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом,
вопросами и заданиями учебника.
Тип урока: изучение нового материала.
Изучение нового материала
Прежде чем приступить к изучению водной оболочки
Земли, учитель предлагает учащимся объяснить, что
означает слово «гидросфера». С этой целью учащиеся рассматривают
шмуцтитул темы и выясняют значение этого
термина.
Формирование понятия «гидросфера» осуществляет —
ся с помощью исследовательской деятельности — работы
со словарями. Для этого используются различные
словари, по которым учащиеся определяют понятие «гидросфера».
Вода — самое удивительное вещество на Земле. Используя
текст учебника (с. 94), учащиеся устанавливают,
сколько воды на Земле, и делают вывод, что ¾ поверхности
земного шара занято водой.
Объясняя состав гидросферы, учитель заполняет схему:
97
На уроке учащиеся выполняют задания 1 и 25 тренажёра.
Рис. 60 учебника даёт возможность определить, какова
доля вод морей и океанов, суши, атмосферы и живых
организмов в гидросфере. Учитель обращает внимание,
что только 3% жидкой воды на Земле является пресной,
остальная вода солёная, т. е. в ней растворены химические
соединения.
Чтобы учащиеся лучше усвоили, в каких состояниях
вода встречается на Земле, учитель предлагает им составить
схему:
Приступая к изучению Мирового круговороты воды
в природе, учитель приводит слова известного географа
А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу,
т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и
проникает в другие её сферы — литосферу, атмосферу, биосферу.
Она входит с ними в теснейшее соприкосновение,
возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придаёт ей
часть приобретённых от других сфер свойств. Учащиеся
делают вывод о том, что все составные части гидросферы
связаны между собой.
Используя рис. 63 учебника, учитель объясняет, как
происходит Мировой круговорот воды. Следует обратить
внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение
по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или
состоянию, откуда началось движение». Поэтому вначале
надо выяснить начало круговорота и его этапы. Необходимо
обратить внимание на то, с какой скоростью происходит
круговорот в различных частях гидросферы. Обобщая
знания, учитель подчёркивает, что Мировой круговорот
воды в природе приводит в движение всю воду на нашей
Состав гидросферы
Вода
морей
Воды
суши
Вода
в живых
организмах
Вода в
атмосфере
ВОДА
твёрдая
жидкая
газообразная
снег и лёд
пар
98
планете, участвует в перемещении тепла по поверхности
Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды
и обмен минеральных веществ на Земле.
Заключительную часть урока следует посвятить значению
воды для всего живого на Земле и необходимости её
охраны. Учащиеся самостоятельно составляют и заполняют
схему:
Анализируя составленную учащимися схему, учитель
объясняет, почему охрана гидросферы — забота всех людей,
населяющих планету.
Домашнее задание
1. Изучить § 28.
2. Ответить на вопросы 3—7.
3. Выполнить задания 1, 2; задания 8—10 по выбору.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.