Воды Океана
Урок географии в 6 классе по ФГОС
Цели урока:
— сформировать знания о свойствах вод: солёности, изменении
температуры вод с широтой и глубиной;
— выявить географические закономерности изменения
температуры и солёности вод Океана;
— раскрыть, чем обусловлено движение вод в Океане;
— сформировать представление о видах течений Мирового
океана;
— установить причинно-следственные связи между процессами,
возникающими в литосфере, и образованием волн;
— раскрыть опасные явления в Океане.
Оборудование: картины, показывающие движение вод в
Океане, учебник, физическая карта полушарий.
Когнитивный компонент урока: свойства вод Океана;
айсберг; волны, цунами; океанические течения, приливы
и отливы.
Деятельностный компонент урока: выявлять с помощью
карт географические закономерности изменения температуры
и солёности вод Океана; показывать и описывать
океанические течения; устанавливать причинно-следственные
связи между процессами в литосфере и образованием
цунами.
Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть
идею о постоянном движении воды в Океане; о неблагоприятных
явлениях в Океане; о мерах предупреждения
опасных явлений и борьбы с ними; о правилах
обеспечения личной безопасности.
Работа с учебником: комментированное чтение; анализ
рисунков учебника.
Тип урока: изучение нового материала.
Изучение нового материала
Солёность и температура — основные свойства вод Мирового
океана.
Сначала класс выясняет, что такое солёность воды.
Учитель спрашивает тех, кто пробовал на вкус морскую
воду, почему она горько-солёная, а не просто солёная, как
считают многие. Морскую воду называют жидкой рудой,
так как в ней растворено много химических элементов,
однако свыше 85% приходится на соли натрия и хлора. Из
этих элементов состоит поваренная соль — она-то и придаёт
воде солёный вкус.
Далее учитель формирует знания о солёности воды,
объясняет, что солёность не во всех морях и океанах одинаковая,
объясняет причины этого. Выполняя задание 8
(с. 49) тренажёра, учащиеся сравнивают, как менялись
воззрения учёных на причину солёности вод Океана.
105
Следующий вопрос, который учащиеся изучают на
уроке: как меняется температура вод Океана? Учащиеся
должны сделать вывод о том, что температура поверхностных
вод в Океане уменьшается от экватора к полюсам и
колеблется в зависимости от сезона года и времени суток.
Понижение температуры вод в Океане происходит и с глубиной.
Здесь же учащиеся знакомятся с айсбергами.
Изучение движения вод Океана учитель начинает со
слов В. И. Вернадского: «Вся масса воды в Океане и в
жидкой, и в газообразной, и в твёрдой форме находится
в непрерывном движении». Вначале учащиеся выясняют,
что такое волны. Анализируя рис.72 «Схема волны», они
делают вывод о том, что это колебательные движения воды.
Учитель говорит, что различают волны ветровые, поверхностные
и глубинные. Примером глубинных волн является
цунами. Следует обратить внимание учащихся на
разрушительную силу цунами и бедствия, которые они
приносят.
Далее учитель объясняет, что такое океанические течения
и почему они возникают. Главной причиной образования
многих течений является ветер. Затем учащиеся по
карте полушарий определяют тёплые и холодные течения.
На контурную карту наносят течения, указанные в рубрике
учебника «Откройте атлас» (задание 1).
Приливы и отливы тоже относятся к движениям воды
в Океане. Дать представление о них поможет текст учебника,
образный рассказ учителя.
Домашнее задание
1. Изучить § 32.
2. Ответить на вопросы 2—10.
3. Выполнить задания 12—15 (по выбору).