Учимся с «Полярной звездой» (1)

Урок географии в 9 классе

Цели урока:
— Создать мотивацию на продолжение изучения географии России.
— Раскрыть особенности построения учебника.
— Создать мотивацию для подготовки к сдаче Единого государственного экзамена по географии.
Основное содержание:
географическая исследова
тельская практика (готовимся к экзамену).
Способы действий учащихся:
проанализировать
текст § 1 учебника; выбрать способ подготовки к экзамену.
Ценностный компонент урока:
определение зна
чимости изучения географии России; создание ценностной
шкалы «Что для меня самое важное в географии»; опре
деление перспектив личностного роста.
Изучение нового материала
Первый урок должен способствовать развитию мотива
ционной сферы школьников. Урок логичнее разбить на
несколько этапов. В начале урока необходимо акцентиро
вать внимание учащихся на значимости изучения геогра
фии России, а также:
1) познакомить с учебником;
2) сориентировать учеников на личностный рост;
3) ознакомить с технологией подготовки к Единому го
сударственному экзамену;
4) создать ценностную шкалу «Что для меня самое
важное в географии».
Для раскрытия значимости изучения географии Рос
сии в целом и отдельных ее регионов учитель использует
шмуцтитул «Регионы России» (с. 3 учебника).
Вначале учащиеся знакомятся с высказыванием акаде
мика И. П. Бородина, помещенным на шмуцтитуле (зада
ние 20 на с. 9 тренажера). Рассматривая фотографии пей
зажей различных регионов России, учитель обращается к
словам поэта Н. Заболоцкого:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Учитель сообщает школьникам, что на уроках им
предстоит давать географическую характеристику отдель
ных регионов России, воссоздавать их неповторимый
образ. Затем учитель обращается к фрагменту картины
12
В. Васнецова «Три царевны подземного царства», поме
щенной на шмуцтитуле, которая символизирует богатство
недр. (А какими природными ресурсами, кроме полезных
ископаемых, богаты регионы России?)
Далее учитель выясняет, какие регионы России посе
щали школьники, и к каждому названному учеником
населенному пункту прикалывает на карте флажок. Та
ким образом практически каждый ученик сможет поде
литься своими впечатлениями о месте (регионе), где он
побывал. Свой рассказ ученик может сопровождать пока
зом открыток, фотографий, слайдов. Это наполнит урок
художественными образами и вызовет у слушателей
(школьников) эмоциональный отклик.
На уроке учитель сообщает, что 9 класс — этапный
для учащихся, в нем завершается обучение в основной
школе. Многие из учеников после окончания 9 класса вы
берут свой образовательный маршрут (техникум, кол
ледж). В этой связи важно постоянно обращать внимание
учеников на собственный личностный рост, который вклю
чает все новое, что они получили на уроках географии. Это
новые собственные выводы, новые знания и умения, новая
точка зрения, новый опыт, проявляющиеся в ключевых
компетентностях: в умении общаться, отстаивать свою по
зицию, работать с компьютером, создавать проект, презен
товать себя и свои образовательные «продукты» (проекты,
эссе, портфолио, описания, характеристики), работать в
команде (группе), решать проблемы и т. д. Поэтому уча
щиеся создают ценностную шкалу важности того, чему
следует научиться. Шкала может состоять из 3—5 пунк
тов, расположенных по значимости. Например:
1) принять участие в создании электронного атласа
«Моя область»;
2) принять участие в разработке проекта;
3) подготовиться к сдаче ЕГЭ по географии;
4) подготовить портфолио по географии;
5) провести с учащимися 6 класса викторину по гео
графии своей области.
Исходя из этого, учащиеся выбирают задания, которые
могут выполняться в течение учебного года.
На уроке учитель раскрывает значимость ценностной
шкалы для личностного роста, а дома учащиеся ее состав
ляют, советуясь с родителями, друзьями. Такого рода
работа может иметь успех в том случае, если в классе сло
жились доверительные отношения между учителем и уча
щимися, а ученик является субъектом собственной дея
тельности.
Следующий этап работы — знакомство с учебником,
его структурой. Особо следует обратить внимание учени
13
ков на параграфы «Учимся с «Полярной звездой». Имен
но с такого параграфа начинается изучение географии
в 9 классе.
Затем учитель, обращаясь к тексту параграфа, отмеча
ет, что в жизни каждому человеку приходится сдавать де
сятки экзаменов: в школе, техникуме, вузе, а также при
поступлении на работу или при продвижении по служеб
ной лестнице (аттестация). Они проходят в разной форме:
в виде устного ответа на поставленные вопросы, в виде
тестов, учебных или профессиональных ситуаций и задач.
Экзамены испытывают человека, прочность усвоенных
знаний и умений, развивают способность решать различ
ные проблемы и задачи. Для того чтобы успешно сдать
экзамены, необходимо не только обладать знаниями и
умениями по предмету, но и уметь концентрироваться,
«собирать» свою волю, бороться со страхом перед тем
неизведанным, что может ждать на экзамене. Тем са
мым экзамены закаляют характер человека, делают его
более сильным, ответственным и дают новый жизненный
опыт.
В школе учащиеся сдают как обязательные экзамены
(русский язык, математика и др.), так и экзамены по вы
бору самих учеников. К их числу относится экзамен по
географии. Если некоторые учащиеся решили сдавать эк
замен по географии, то задача учителя — оказать им не
обходимую помощь в подготовке.
Совершенно неверно начинать подготовку к экзамену
за 2—3 дня до его сдачи. Готовиться к экзамену необхо
димо с самого начала учебного года. Для этого учащиеся
должны представлять себе, что в результате обучения
должно быть ими усвоено. Кроме перечисленных на с. 4
учебника знаний и умений, они должны:
— иметь представление о предмете географии, источ
никах географической информации, методах получения
географических знаний;
— ориентироваться по карте и на местности, разраба
тывать маршрут движения, измерять расстояние по кар
те, определять абсолютные и относительные высоты точек
на карте, использовать картографические источники ин
формации для решения простейших жизненных задач;
— знать основные черты строения поверхности Земли
и России, политическую карту мира, административно
территориальное деление России; оценивать роль геогра
фических знаний в решении хозяйственных, социальных
и экологических проблем;
— иметь представление о размещении населения по
территории страны и пространственной организации хо
зяйства;
14
— знать основные черты и формы проявления геогра
фического разделения труда;
— применять простейшие приемы анализа статисти
ческих данных о хозяйстве и населении, сравнивать по
казатели по своему населенному пункту (району) с пока
зателями области (республики, страны), изменение их во
времени;
— оценивать связь особенностей жизни и производ
ственной деятельности населения своей местности с при
родными и социальноэкономическими факторами, хозяй
ственными объектами других территорий страны, роль и
место в территориальном разделении труда;
— использовать географическую информацию, содер
жащуюся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, пу
теводителях, средствах массовой информации.
Успешно сдать экзамен по географии можно в том слу
чае, если школьники опираются на алгоритмы деятель
ности (план), содержащиеся в рубриках «Шаг за шагом».
Следуя предложенному порядку действий, учащиеся смо
гут охарактеризовать территорию, сравнить изучаемые
объекты, сделать выводы, выявить причины и следствия.
Не забывайте напоминать ученикам, чтобы при изучении
и повторении учебного материала они всегда использова
ли карту.
Кроме того, школьники должны интересоваться тем,
что сегодня «географического» происходит в мире, стране
и своем крае, а также экономическими, политическими,
экологическими, социальными проблемами, знать, как и
в связи с чем в настоящее время изменяются природные
процессы. Любопытство и пытливость ума помогут им
стать более знающими, что является залогом успешности.
Домашнее задание:
1) изучить § 1; 2) составить цен
ностную шкалу; 3) выполнить тестовые задания на с. 5
учебника.

1 комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.