Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Мировая торговля и туризм
Сегодня ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если она не участвует в мирохозяйственных связях.
Современные международные отношения осуществляются в следующих основных формах:
- — торговля товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности;
- — движение краткосрочных финансовых средств; экспорт и импорт капиталов (инвестиций);
- — оказание экономической помощи;
- — валютные отношения;
- — движение рабочей силы;
- — промышленное и научно-техническое сотрудничество (движение технологий);
- — сотрудничество в решении глобальных проблем;
- — туризм и др.
Самая старая из них — международная торговля. В эпоху научно-технической революции она приобрела второе дыхание: по темпам роста в 2-2,5 раза превышает производство.
Международная торговля координируется Всемирной торговой организацией (ВТО), в которую входят 125 стран.
Мировая торговля характеризуется оборотом, балансом, товарной структурой и географическим распределением.
География мировой торговли отличается тем, что 77% мирового экспорта товаров и услуг приходится на развитые страны. В первую пятерку стран по объему торговли входят США, Германия, Япония, Франция и Великобритания. Главные товаропотоки осуществляются в основном между этими странами. Для товарной структуры торговли этих стран характерно снижение доли топлива, сырья, продовольствия и, соответственно, повышение доли готовых изделий, особенно продукции наукоемких производств.
Таблица с данными объема импорта стран мира за 2016 г.
Место в рейтинге |
Страна |
Объема импорта, долл. |
Дата информации |
|
Европейский союз |
2244000000000 |
2014 г. |
1 |
Соединенные Штаты |
2205000000000 |
2016 г. |
2 |
Китай |
1437000000000 |
2016 г. |
3 |
Германия |
987600000000 |
2016 г. |
4 |
Япония |
629800000000 |
2016 г. |
5 |
Великобритания |
581600000000 |
2016 г. |
6 |
Франция |
525400000000 |
2016 г. |
7 |
Канада |
419000000000 |
2016 г. |
8 |
Южная Корея |
405100000000 |
2016 г. |
9 |
Индия |
402400000000 |
2016 г. |
10 |
Нидерланды |
376300000000 |
2016 г. |
Таблица данных по объему экспорта стран мира за 2016 г.
Место в рейтинге |
Страна |
Объема импорта, долл. |
Дата информации |
|
Европейский союз |
2259000000000 |
2014 г. |
1 |
Китай |
2011000000000 |
2016 г. |
2 |
Соединенные Штаты |
1471000000000 |
2016 г. |
3 |
Германия |
1283000000000 |
2016 г. |
4 |
Япония |
641400000000 |
2016 г. |
5 |
Южная Корея |
509000000000 |
2016 г. |
6 |
Франция |
505400000000 |
2016 г. |
7 |
Нидерланды |
460100000000 |
2016 г. |
8 |
Италия |
436300000000 |
2016 г. |
9 |
Великобритания |
412100000000 |
2016 г. |
10 |
Канада |
402400000000 |
2016 г. |
Одной из форм международных отношений являются кредитно-финансовые отношения, выражающиеся в предоставлении займов и кредитов, в экспорте и импорте капитала. Главными экспортерами капитала являются США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония. В последнее время заметным стал экспорт капитала из нефтедобывающих арабских стран и новых индустриальных государств (80% капитала идет в развитые страны).
Большое развитие получило международное производственное сотрудничество, заключающееся в специализации и международном кооперировании предприятий и производств.
Научно-технические связи — одна из форм международных экономических отношений, выражающаяся в обмене патентами, лицензиями, проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В последние десятилетия одной из ярких форм международных экономических отношений выступает создание особых экономических зон (ОЭЗ), через которые проходит до 10% внешнего торгового оборота.
ОЭЗ — это ограниченная территория страны, имеющая выгодное экономико-географическое положение, в которой устанавливается льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность от остальной территории в торговом и валютно-финансовом отношениях.
Это могут быть зоны: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и др.
Международный туризм также является формой международных экономических отношений.
В настоящее время индустрия путешествий и туризма продолжает стремительно развиваться. За 2017 г. мировой туристический поток, денежные поступления от международного туризма увеличились стремительнее, чем рост ВВП. По развитию международного туризма ВТО выделяет 6 туристских регионов мира: Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион, Южная Азия, Америка, Ближний Восток, Африка.
Рост отмечается в Европе — на 8% больше зарубежных туристов, чем в 2016 г. (671 млн); в Африке — больше так же на 8% (62 млн); в Азиатско-Тихоокеанском регионе — рост на 6% (324 млн); на Ближнем Востоке — даже здесь рост на 5% (58 млн); в Северной и Южной Америке — рост на 3% (207 млн).
Основным лидером по доходам от международного туризма на протяжении представленного периода являются США. Значительны доходы у Испании, Китая.
Самое большое количество туристов в 2017 г. побывало во Франции, Испании и США.