Географические координаты (1)

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— показать значение знаний о географических координатах и умений их определять;

— сформировать умение определять географическую широту.

Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус, контурная карта.

Когнитивный компонент урока: географические координаты; географическая широта.

Деятельностный компонент урока: уметь определять географическую широту.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей.

Работа с учебником: работа с определениями, рис. 33 учебника и картами, с рубрикой «Шаг за шагом».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Изучение нового материала

В начале урока учащиеся вспоминают, что такое экватор, параллель, меридиан, и рассказывают о назначении этих линий. Проверка уже усвоенного материала проводится по ходу изучения нового материала.

Изучение географических координат осуществляется в следующей последовательности:

1. Понимание необходимости определять географические координаты.

2. Определение географической широты по карте и глобусу.

3. Тренировочные упражнения по определению географической широты.

Чтобы усвоить содержание этого сложного для учащихся вопроса, необходимо воспользоваться примерами из жизни. Таких примеров немало. Для определения географического адреса можно воспользоваться игрой «Морской бой». В игре в шахматы, шашки тоже необходимо знать адрес шахматных фигур.

По географической карте с помощью географических координат можно определить адрес любой точки. Для этого необходимо знать две части адреса — широту и долготу.

Затем учитель обращает внимание на значение знаний о географических координатах и объясняет, для чего нужны географические координаты.

Учащиеся выясняют, людям каких профессий особенно необходимо умение определять географические координаты. Подчёркивается роль современных приборов спутникового позиционирования — GPS.

Далее, используя рис. 33 учебника, школьники учатся определять географическую широту объектов. Устанавливают, что существует северная и южная широта, которые обозначаются как с.ш., ю.ш. Для того чтобы определить широту, необходимо вести отсчёт от экватора на север или на юг. Опираясь на алгоритм «Шаг за шагом», определяют широту Санкт-Петербурга, затем Москвы.

Чтобы учащиеся усвоили понятие «географическая широта», необходимо выполнить тренировочные задания.

Причём учитель должен убедиться, что на карте полушарий или на контурной карте все учащиеся правильно показывают задаваемые точки.

1. Используя рубрику «Шаг за шагом», по карте полушарий определите широту:

а) города Каир в Африке;

б) озера Чад в Африке;

в) водопада Виктория в Африке;

г) города Тегеран в Азии;

д) вулкана Фудзияма в Азии.

2. Нанесите на контурную карту координаты указанных объектов.

3. Какой полуостров расположен севернее: Пиренейский или Сомали?

Домашнее задание

1. Изучить § 14.

2. Ответить на вопросы 1-5.

3. Выполнить задание 6.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.