Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— сформировать представление о минералах и горных породах;

— раскрыть особенности происхождения горных пород;

— начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;

— сформировать понятие «полезные ископаемые».

Оборудование: образцы горных пород, слайды, физическая карта полушарий.

Когнитивный компонент урока: горные породы: магматические, метаморфические, осадочные; полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные.

Деятельностный компонент урока: понять отличие горных пород от минералов; классифицировать виды горных пород; описывать горные породы по внешним признакам; сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Эмоционально-ценностный компонент урока: показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека; раскрыть значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их рационального использования.

Работа с учебником: работа со схемой «Виды горных пород» (рис. 45), работа с коллекцией горных пород и минералов.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

  1. Выберите верные утверждения:
  2. 1) Материковая земная кора тоньше океанической.

    2) Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».

    3) Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.

    4) Строение литосферы везде одинаково.

  3. Как происходит движение литосферных плит?
  4. Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами.
  5. Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.

Изучение нового материала

На земном шаре насчитывается свыше 2000 видов горных пород и минералов. Они различаются по составу, свойствам, происхождению и хозяйственному использованию. Минералы и горные породы используются человеком как топливо, строительный материал, сырьё для промышленности, драгоценные и поделочные камни, украшающие нашу жизнь.

Знакомя учащихся с горными породами и демонстрируя при этом образцы из школьной коллекции, учитель обращает внимание на то, что они состоят из минералов. Учащиеся находят определение понятий «минерал» и «горные породы» в тексте учебника.

По своему происхождению различают горные породы магматические, осадочные, метаморфические. Далее, используя рис. 44 и текст учебника, учитель раскрывает особенности образования горных пород. Показывает образцы магматических, метаморфических и осадочных пород из коллекции.

Важным моментом на уроке является введение понятия «полезные ископаемые», знакомство с их видами. С этой целью учитель предлагает начертить схему:

Полезные ископаемые

топливные

рудные

нерудные

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения. Учитель предлагает назвать, какие полезные ископаемые и их месторождения есть поблизости школы.

Следующий этап урока — практическая работа «Определение горных пород по образцам».

На партах у школьников разложены образцы двух-трёх горных пород. Учащиеся изучают свойства горных пород, записывают результаты в таблицу и обсуждают полученные результаты.

Название

Происхождение

Свойства

Цвет

Блеск

Твёрдость

Особые свойства

Применение

Домашнее задание

  1. Изучить § 21.
  2. Ответить на вопросы 1-7.
  3. Выполнить задание 8. Задания 9, 10 выполняются по выбору учащихся.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.