Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— сформировать представление о минералах и горных породах;
— раскрыть особенности происхождения горных пород;
— начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;
— сформировать понятие «полезные ископаемые».
Оборудование: образцы горных пород, слайды, физическая карта полушарий.
Когнитивный компонент урока: горные породы: магматические, метаморфические, осадочные; полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные.
Деятельностный компонент урока: понять отличие горных пород от минералов; классифицировать виды горных пород; описывать горные породы по внешним признакам; сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Эмоционально-ценностный компонент урока: показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека; раскрыть значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их рационального использования.
Работа с учебником: работа со схемой «Виды горных пород» (рис. 45), работа с коллекцией горных пород и минералов.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
- Выберите верные утверждения:
- Как происходит движение литосферных плит?
- Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами.
- Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.
1) Материковая земная кора тоньше океанической.
2) Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».
3) Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.
4) Строение литосферы везде одинаково.
Изучение нового материала
На земном шаре насчитывается свыше 2000 видов горных пород и минералов. Они различаются по составу, свойствам, происхождению и хозяйственному использованию. Минералы и горные породы используются человеком как топливо, строительный материал, сырьё для промышленности, драгоценные и поделочные камни, украшающие нашу жизнь.
Знакомя учащихся с горными породами и демонстрируя при этом образцы из школьной коллекции, учитель обращает внимание на то, что они состоят из минералов. Учащиеся находят определение понятий «минерал» и «горные породы» в тексте учебника.
По своему происхождению различают горные породы магматические, осадочные, метаморфические. Далее, используя рис. 44 и текст учебника, учитель раскрывает особенности образования горных пород. Показывает образцы магматических, метаморфических и осадочных пород из коллекции.
Важным моментом на уроке является введение понятия «полезные ископаемые», знакомство с их видами. С этой целью учитель предлагает начертить схему:
Полезные ископаемые |
||
топливные |
рудные |
нерудные |
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения. Учитель предлагает назвать, какие полезные ископаемые и их месторождения есть поблизости школы.
Следующий этап урока — практическая работа «Определение горных пород по образцам».
На партах у школьников разложены образцы двух-трёх горных пород. Учащиеся изучают свойства горных пород, записывают результаты в таблицу и обсуждают полученные результаты.
Название |
Происхождение |
Свойства |
Цвет |
Блеск |
Твёрдость |
Особые свойства |
Применение |
Домашнее задание
- Изучить § 21.
- Ответить на вопросы 1-7.
- Выполнить задание 8. Задания 9, 10 выполняются по выбору учащихся.