Как люди открывали Землю (2)

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— выяснить, как открывались материки Австралия, Антарктида;

— раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев;

— раскрыть подвиг первооткрывателей Северного полюса.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих путешественников.

Когнитивный компонент урока: открытие материков; открытие и исследование русскими путешественниками внутренних районов материков; открытие Северного и Южного полюсов.

Деятельностный компонент урока: изучить текст § 3 учебника и рисунки; определить вклад русских учёных-землепроходцев; определить вклад путешественников и исследователей в открытие Австралии, Антарктиды, Северного полюса; систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить вклад путешественников в открытие материков и новых земель; раскрыть значимость отечественных учёных и землепроходцев в освоении новых земель.

Работа с учебником: комментированное чтение; составление на основе текста систематизирующей таблицы.

Тип урока: комбинированный.

Организационный этап

После информации о состоянии погоды учитель и учащиеся обсуждают вывешенные рисунки, выполненные для задания 5.

Проверка домашнего задания

  1. Как складывались представления о Земле в древние времена?
  2. В чём вклад Аристотеля, Эратосфена и Птолемея в изучение Земли?
  3. Оцените значение Великих географических открытий.
  4. Каков вклад Ф. Магеллана в освоение Земли?
  5. Вы написали эссе о Х. Колумбе. Давайте дадим оценку подготовившим лучшие эссе. Что можно добавить в эти эссе из ваших работ в характеристику великого путешественника?

Изучение нового материала

Учащиеся открывают текст § 3 и определяют, какие вопросы они будут изучать.

Вначале учащиеся выясняют, когда и как была открыта Австралия. Оценивают вклад А. Тасмана и Д. Кука в открытие и освоение этого материка. С этой целью учащиеся изучают текст «Как продолжались открытия материков?», делая по ходу чтения текста пометки карандашом: «v» — это мне уже известно; «+» — это новое для меня знание; «!» — это мне очень интересно; «?» — это не совсем понятно, надо задать вопрос учителю. Такой приём не предполагает пассивного чтения, а позволяет вчитываться, оценивать текст, эмоционально отзываться на его содержание. После анализа текста с маркировкой учитель и учащиеся обсуждают прочитанное. Учитель дополняет ответы учащихся материалами из хрестоматий, научно-популярных книг.

Далее учащиеся выясняют, когда и кем была открыта Антарктида. По карте Антарктиды учащиеся находят географические объекты, названные в честь открывших её русских мореплавателей.

Затем учащиеся обсуждают вклад русских землепроходцев в открытие земель Сибири, Дальнего Востока. Для систематизации вклада русских путешественников полезно при работе с текстом заполнять следующую таблицу:

Великий русский путешественник, землепроходец

Вклад в освоение новых земель

На уроке раскрывается вклад Р. Амундсена и Р. Пири в открытие Северного полюса.

Говоря о подвиге путешественников, исследователей, учитель обращает внимание на сложности, драматизм событий во время экспедиций, а также на то, что сила воли, ответственность, долг и честь помогали первопроходцам, несмотря на тяготы и невероятные трудности, идти вперёд, открывая неизведанные земли. С этой целью обсуждается задание 8.

Домашнее задание

  1. Изучить § 3.
  2. Ответить на вопросы 1-4.
  3. Задания 5-7 учащиеся выполняют по собственному выбору.

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. кудашева раиса:

    отлично

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.