Движения земной коры (1)

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— сформировать представление о движениях земной коры;

— сформировать знания о землетрясениях, закономерностях их распространения.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, диафильм, слайды, картина «Схема землетрясения», учебник, атлас.

Когнитивный компонент урока: вертикальные и горизонтальные движения земной коры; землетрясения.

Деятельностный компонент урока: работать с картой «Землетрясения и вулканизм»; показывать на карте территории, подверженные землетрясениям, и наносить на контурную карту районы землетрясений; выявлять причины возникновения землетрясений; осознавать необходимость соблюдения правил поведения во время экстремальных ситуаций.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть механизм горизонтального и вертикального движения земной коры; объяснить причины и механизм землетрясения; знать правила безопасного поведения при землетрясениях.

Работа с учебником: работа с текстом учебника, рисунками и картой «Землетрясения и вулканизм» в учебнике.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

  1. Что такое горные породы? Чем они отличаются от минералов?
  2. Как образуются горные породы и минералы?
  3. Какими полезными ископаемыми богата ваша местность?
  4. Перед вами образцы горных пород: уголь, мрамор, глина, гранит, нефть. По каким группам вы можете их классифицировать?

Изучение нового материала

Сведения о видах движения земной коры изложены на с. 74 учебника, учитель дополняет их примерами. Работая с рис. 48 «Схемы залегания горных пород», учитель обращает внимание школьников на то, что многие из них видели какие-либо из этих залеганий на берегу реки, склонах оврага. Далее учитель предлагает учащимся нарисовать схему движений земной коры и найти в тексте учебника их примеры. Учащиеся выясняют, что происходит в результате вертикальных и горизонтальных движений.

Следующий вопрос, обсуждаемый на уроке: как и почему возникают землетрясения? Учитель спрашивает, что учащиеся знают о землетрясении. Чем опасно это явление природы? В учебнике учащиеся находят определение понятия «землетрясение», изучают схему землетрясения (рис. 48 учебника). Выясняют, что такое очаг, эпицентр землетрясения. По карте (рис. 49) определяют, где находятся сейсмоопасные районы.

Землетрясение — это стихийное бедствие, разное по силе. Силу землетрясений определяют в баллах по шкале Рихтера. Чем выше балл, тем разрушительнее землетрясение. Учитель знакомит учащихся с 12-балльной шкалой землетрясений.

Баллы

Характеристика землетрясения

1

Не ощущается. Отмечается только специальными приборами

2

Очень слабое. Отмечается только очень чуткими домашними животными, некоторыми людьми на верхних этажах зданий

3

Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение от проехавшего грузовика

4

Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей

5

Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжёлых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стёкла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущается многими людьми и вне зданий

6

Сильное. Качается тяжёлая мебель, бьётся посуда, с полки падают книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только ветхие дома, ощущается всеми людьми

7

Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В прочных зданиях появляются трещины, осыпается штукатурка. Изменяется уровень воды в колодцах. В реках и озёрах мутнеет вода. Иногда наблюдаются оползни и осыпи

8

Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются, ломаются, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разрушаются многие прочные здания. На почве появляются трещины

9

Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве

10

Уничтожающее. Разрушаются мосты, прочные здания и даже фундаменты. Разрываются канализационные и водопроводные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины в почве. Из рек и озёр выплёскивается вода

11

Катастрофа. Почти все каменные постройки разваливаются, разрушаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами

12

Сильная катастрофа. Разрушаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. На поверхности грунта видны земляные волны

Далее учитель рассказывает о правилах поведения при землетрясении с учётом местных условий и особенностей конкретной территории, обсуждает их с классом. Приводит примеры самых сильных и разрушительных землетрясений. Учащиеся наносят на контурную карту зоны землетрясений.

Учитель говорит о прогнозировании землетрясений, о работе сейсмических станций. В некоторых случаях предсказание землетрясений даётся на основе многолетних наблюдений. Например, необычно ведут себя животные: собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегу угри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения. Как правило, симптомы аномального поведения усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.

Домашнее задание

  1. Изучить § 22.
  2. Ответить на вопросы 3-7.
  3. Выполнить задания 1, 2, 9, 10.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.