Движения земной коры (1)
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— сформировать представление о движениях земной коры;
— сформировать знания о землетрясениях, закономерностях их распространения.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, диафильм, слайды, картина «Схема землетрясения», учебник, атлас.
Когнитивный компонент урока: вертикальные и горизонтальные движения земной коры; землетрясения.
Деятельностный компонент урока: работать с картой «Землетрясения и вулканизм»; показывать на карте территории, подверженные землетрясениям, и наносить на контурную карту районы землетрясений; выявлять причины возникновения землетрясений; осознавать необходимость соблюдения правил поведения во время экстремальных ситуаций.
Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть механизм горизонтального и вертикального движения земной коры; объяснить причины и механизм землетрясения; знать правила безопасного поведения при землетрясениях.
Работа с учебником: работа с текстом учебника, рисунками и картой «Землетрясения и вулканизм» в учебнике.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
- Что такое горные породы? Чем они отличаются от минералов?
- Как образуются горные породы и минералы?
- Какими полезными ископаемыми богата ваша местность?
- Перед вами образцы горных пород: уголь, мрамор, глина, гранит, нефть. По каким группам вы можете их классифицировать?
Изучение нового материала
Сведения о видах движения земной коры изложены на с. 74 учебника, учитель дополняет их примерами. Работая с рис. 48 «Схемы залегания горных пород», учитель обращает внимание школьников на то, что многие из них видели какие-либо из этих залеганий на берегу реки, склонах оврага. Далее учитель предлагает учащимся нарисовать схему движений земной коры и найти в тексте учебника их примеры. Учащиеся выясняют, что происходит в результате вертикальных и горизонтальных движений.
Следующий вопрос, обсуждаемый на уроке: как и почему возникают землетрясения? Учитель спрашивает, что учащиеся знают о землетрясении. Чем опасно это явление природы? В учебнике учащиеся находят определение понятия «землетрясение», изучают схему землетрясения (рис. 48 учебника). Выясняют, что такое очаг, эпицентр землетрясения. По карте (рис. 49) определяют, где находятся сейсмоопасные районы.
Землетрясение — это стихийное бедствие, разное по силе. Силу землетрясений определяют в баллах по шкале Рихтера. Чем выше балл, тем разрушительнее землетрясение. Учитель знакомит учащихся с 12-балльной шкалой землетрясений.
Баллы |
Характеристика землетрясения |
1 |
Не ощущается. Отмечается только специальными приборами |
2 |
Очень слабое. Отмечается только очень чуткими домашними животными, некоторыми людьми на верхних этажах зданий |
3 |
Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение от проехавшего грузовика |
4 |
Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей |
5 |
Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжёлых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стёкла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущается многими людьми и вне зданий |
6 |
Сильное. Качается тяжёлая мебель, бьётся посуда, с полки падают книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только ветхие дома, ощущается всеми людьми |
7 |
Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В прочных зданиях появляются трещины, осыпается штукатурка. Изменяется уровень воды в колодцах. В реках и озёрах мутнеет вода. Иногда наблюдаются оползни и осыпи |
8 |
Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются, ломаются, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разрушаются многие прочные здания. На почве появляются трещины |
9 |
Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве |
10 |
Уничтожающее. Разрушаются мосты, прочные здания и даже фундаменты. Разрываются канализационные и водопроводные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины в почве. Из рек и озёр выплёскивается вода |
11 |
Катастрофа. Почти все каменные постройки разваливаются, разрушаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами |
12 |
Сильная катастрофа. Разрушаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. На поверхности грунта видны земляные волны |
Далее учитель рассказывает о правилах поведения при землетрясении с учётом местных условий и особенностей конкретной территории, обсуждает их с классом. Приводит примеры самых сильных и разрушительных землетрясений. Учащиеся наносят на контурную карту зоны землетрясений.
Учитель говорит о прогнозировании землетрясений, о работе сейсмических станций. В некоторых случаях предсказание землетрясений даётся на основе многолетних наблюдений. Например, необычно ведут себя животные: собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегу угри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения. Как правило, симптомы аномального поведения усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.
Домашнее задание
- Изучить § 22.
- Ответить на вопросы 3-7.
- Выполнить задания 1, 2, 9, 10.