Литосфера и человек

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— показать значение литосферы для человека;

— показать влияние человека на литосферу;

— раскрыть значение охраны литосферы.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России; слайды.

Когнитивный компонент урока: значение литосферы для человека; способы воздействия человека на литосферу.

Деятельностный компонент урока: определять значение литосферы для человека; выявлять способы воздействия человека на литосферу; выявлять характер изменения литосферы в результате хозяйственной деятельности человека.

Эмоционально-ценностный компонент урока: значение литосферы для жизни человека; ответственное отношение человека к результатам своей деятельности; охрана литосферы — гражданский долг россиянина.

Работа с учебником: выборочное чтение, работа с рисунками и заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Изучение нового материала

В начале урока учащиеся изучают текст «Что значит литосфера для человека?». После обсуждения данного фрагмента они в тетрадях пишут эссе на тему «Как я связан с литосферой». Задача учащихся — показать в эссе своё отношение к объекту (литосфере). Ценность эссе в том, что кратко (7-10 предложений) они высказывают не только научное, но и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому.

Далее на уроке выясняют, как человек влияет на литосферу. Важно показать не только отрицательное, но и положительное влияние. Пользуясь текстом учебника, учащиеся составляют схему.

Влияние человека на литосферу

Положительное

Отрицательное

На уроке учащиеся могут выступать с сообщениями о том, как влияет литосфера на жизнь растений и животных; на формирование ведения хозяйства; на традиции и обычаи народов, народные промыслы и др. С этой целью они готовят опережающее сообщение «Полезные ископаемые моего края».

Другим вариантом заключительной части урока является обсуждение стоп-кадра «Разрушительные землетрясения на Земле» (с. 91, 92) и выполнение задания 6.

Домашнее задание

  1. Изучить § 28.
  2. Ответить на вопросы 1-5.
  3. Выполнить задания 6, 7.

Обобщение по теме

Экспресс-контроль

  • 1. Литосфера включает:

    а) земную кору и верхнюю мантию;

    б) земную кору и мантию;

    в) земную кору и ядро.

  • 2. Самую высокую температуру имеет:

    а) земная кора;

    б) ядро;

    в) мантия.

  • 3. Самые высокие горы на Земле:

    а) Уральские;

    б) Гималаи;

    в) Карпаты.

  • 4. Самые протяжённые горы на Земле:

    а) Уральские;

    б) Скандинавские;

    в) Анды.

  • Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называют:

    а) метаморфическими;

    б) магматическими;

    в) осадочными.

  • 6. Выберите верное утверждение:

    1) Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием выветривания.

    2) Равнины разрушаются постоянно и быстро.

    3 Перепад температур, действие воды, ветра разрушают горные породы.

  • 7. Дополните определения.

    Горные породы — это … .

    Полезные ископаемые — это … .

    Месторождения — это … .

  • Сравните Уральские и Кавказские горы. Какой вывод вы сделаете на основе сравнения?

    Что сравнивается

    Кавказские горы

    Уральские горы

    Местонахождение

    Направление и протяжённость хребтов

    Преобладающие высоты

    Высочайшая вершина (название, высота)

    Координаты наивысшей точки

    С какими равнинами граничит

    Какие полезные ископаемые содержат недра

    Вывод

  • 9. Составьте характеристику рельефа своей местности по плану:

    а) преобладающие формы рельефа; б) средние высоты местности, максимальная абсолютная высота; в) породы, слагающие местность; г) полезные ископаемые.

  • 10. Подберите из научной, художественной литературы описания равнин. Какие особенности равнин в описаниях указаны?
  • 11. Выявите, как изменяются глубины океанов вдоль одной из параллелей (по выбору).
  • 12. На земном шаре насчитывается более 800 действующих вулканов, ежегодно происходит извержение 20-30 из них. Назовите географические последствия вулканической деятельности. Свои доводы аргументируйте примерами.
  • 13. Как вы считаете, какой могла бы быть природа Земли, если бы на ней были только горы?
  • 14. Подсчитайте, какие слова из темы «Литосфера» имелись в вашем словарном запасе, а какие термины стали для вас новыми.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.