Литосфера и человек
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— показать значение литосферы для человека;
— показать влияние человека на литосферу;
— раскрыть значение охраны литосферы.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России; слайды.
Когнитивный компонент урока: значение литосферы для человека; способы воздействия человека на литосферу.
Деятельностный компонент урока: определять значение литосферы для человека; выявлять способы воздействия человека на литосферу; выявлять характер изменения литосферы в результате хозяйственной деятельности человека.
Эмоционально-ценностный компонент урока: значение литосферы для жизни человека; ответственное отношение человека к результатам своей деятельности; охрана литосферы — гражданский долг россиянина.
Работа с учебником: выборочное чтение, работа с рисунками и заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Изучение нового материала
В начале урока учащиеся изучают текст «Что значит литосфера для человека?». После обсуждения данного фрагмента они в тетрадях пишут эссе на тему «Как я связан с литосферой». Задача учащихся — показать в эссе своё отношение к объекту (литосфере). Ценность эссе в том, что кратко (7-10 предложений) они высказывают не только научное, но и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому.
Далее на уроке выясняют, как человек влияет на литосферу. Важно показать не только отрицательное, но и положительное влияние. Пользуясь текстом учебника, учащиеся составляют схему.
Влияние человека на литосферу |
|
Положительное |
Отрицательное |
На уроке учащиеся могут выступать с сообщениями о том, как влияет литосфера на жизнь растений и животных; на формирование ведения хозяйства; на традиции и обычаи народов, народные промыслы и др. С этой целью они готовят опережающее сообщение «Полезные ископаемые моего края».
Другим вариантом заключительной части урока является обсуждение стоп-кадра «Разрушительные землетрясения на Земле» (с. 91, 92) и выполнение задания 6.
Домашнее задание
- Изучить § 28.
- Ответить на вопросы 1-5.
- Выполнить задания 6, 7.
Обобщение по теме
Экспресс-контроль
- 1. Литосфера включает:
а) земную кору и верхнюю мантию;
б) земную кору и мантию;
в) земную кору и ядро.
- 2. Самую высокую температуру имеет:
а) земная кора;
б) ядро;
в) мантия.
- 3. Самые высокие горы на Земле:
а) Уральские;
б) Гималаи;
в) Карпаты.
- 4. Самые протяжённые горы на Земле:
а) Уральские;
б) Скандинавские;
в) Анды.
- Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называют:
а) метаморфическими;
б) магматическими;
в) осадочными.
- 6. Выберите верное утверждение:
1) Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием выветривания.
2) Равнины разрушаются постоянно и быстро.
3 Перепад температур, действие воды, ветра разрушают горные породы.
- 7. Дополните определения.
Горные породы — это … .
Полезные ископаемые — это … .
Месторождения — это … .
- Сравните Уральские и Кавказские горы. Какой вывод вы сделаете на основе сравнения?
Что сравнивается
Кавказские горы
Уральские горы
Местонахождение
Направление и протяжённость хребтов
Преобладающие высоты
Высочайшая вершина (название, высота)
Координаты наивысшей точки
С какими равнинами граничит
Какие полезные ископаемые содержат недра
Вывод
- 9. Составьте характеристику рельефа своей местности по плану:
а) преобладающие формы рельефа; б) средние высоты местности, максимальная абсолютная высота; в) породы, слагающие местность; г) полезные ископаемые.
- 10. Подберите из научной, художественной литературы описания равнин. Какие особенности равнин в описаниях указаны?
- 11. Выявите, как изменяются глубины океанов вдоль одной из параллелей (по выбору).
- 12. На земном шаре насчитывается более 800 действующих вулканов, ежегодно происходит извержение 20-30 из них. Назовите географические последствия вулканической деятельности. Свои доводы аргументируйте примерами.
- 13. Как вы считаете, какой могла бы быть природа Земли, если бы на ней были только горы?
- 14. Подсчитайте, какие слова из темы «Литосфера» имелись в вашем словарном запасе, а какие термины стали для вас новыми.