Солнечный свет на Земле

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— выяснить, какие явления происходят на Земле во время движения по орбите;

— раскрыть, как распределяются свет и тепло Солнца на поверхности Земли.

Оборудование: глобус, теллурий, атлас, учебник.

Когнитивный компонент урока: зенит, тропики, полярные круги; полярный день, полярная ночь, дни равноденствий, солнцестояний.

Деятельностный компонент урока: определить причинно-следственные связи осевого движения Земли; выявить причинно-следственные связи орбитального движения Земли.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить значение знаний о смене дня и ночи, а также о смене сезонов года для себя лично и для жизни на планете.

Работа с учебником: комментированное чтение и работа с рисунками учебника.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

1. Какое движение Земли называется осевым, а какое — орбитальным? Покажите на глобусе и с помощью теллурия.

2. Где располагаются Северный и Южный полюсы? Покажите на карте.

3. Один раз в четыре года на Земле наступает:

а) новый год;

б) високосный год;

в) полярный год.

4. В точках, где земная ось пересекается с земной поверхностью, располагается:

а) экватор;

б) полюса;

в) полярный круг.

5. Нарисуйте на доске окружность. Нанесите экватор, тропики, полюсы, полярные круги.

6. Докажите, что движение Земли вокруг своей оси и Солнца влияет на вашу жизнь.

7. Что было бы, если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси?

Изучение нового материала

Мы с вами усвоили особенности движения Земли вокруг своей оси и Солнца. Как вы думаете, а как распределяется свет и тепло от Солнца по поверхности Земли?

Для понимания этого сложного вопроса необходимо использовать рис. 13, 15, 16, 17 учебника.

Важно, чтобы учащиеся усвоили, что разные участки земной поверхности получают разное количество тепла и что смена сезонов (времён) года происходит в результате комплекса причин. Для этого учитель вместе с учащимися устанавливает причинно-следственные связи.

Учитель обращает внимание на то, где Земля получает самое большое количество тепла и света, а где меньше всего. Далее учащиеся выясняют, что такое зенит. По рис. 16 учебника учащиеся выделяют пояса освещённости, объясняя, почему их пять.

Затем школьники изучают фрагмент § 7 «Как распределяется свет и тепло по поверхности Земли?» путём комментированного чтения, обращая внимание на главный вывод.

Следующий проблемный вопрос урока: что происходит на Земле в дни солнцестояний и равноденствий? Устанавливая, что происходит на Земле 22 июня, 23 сентября, 22 декабря и 21 марта, учащиеся вновь обращаются к таблице, которую они начали заполнять на предыдущем уроке, и заполняют две последние графы.

Дата

Какое время года в вашем крае

Как называется этот день

Где Солнце находится в зените

22 июня

Лето

Летнего солнцестояния

Северный тропик

23 сентября

Осень

Осеннего равноденствия

Экватор

22 декабря

Зима

Зимнего солнцестояния

Южный тропик

21 марта

Весна

Весеннего равноденствия

Экватор

Учащиеся работают с рис. 13 учебника, обращая внимание на положение Земли в дни солнцестояний и равноденствий. Выясняют продолжительность дня и ночи на разных широтах и в разное время года.

В завершение урока учащиеся выясняют, как смена дня и ночи, времён года сказывается на жизни людей и планеты в целом. Учащиеся приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнения товарищей.

Домашнее задание

1. Изучить § 7.

2. Ответить на вопросы 1-7.

3. Выполнить задания 8, 9.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.