Земная поверхность на плане и карте (1)

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— показать значение условных знаков;

— сформировать знание о масштабе и его видах;

— познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;

— формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков.

Оборудование: атлас, топографический план, космический снимок, аэрофотоснимок, компас, линейка.

Когнитивный компонент урока: условные знаки, масштаб.

Деятельностный компонент урока: определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды масштаба; учиться читать топографическую карту.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение плана местности для умения ориентироваться в пространстве.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

Что значит ориентироваться в пространстве?

Каково значение компаса, как ориентироваться по компасу?

Что такое азимут? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 270°?

В каком направлении находятся объекты, если их азимуты 40°, 60°, 180°, 270°, 325°?

Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют?

Изучение нового материала

Учитель напоминает учащимся, что, занимаясь хозяйственной деятельностью, человек с помощью схематического рисунка изображал определённую поверхность Земли и находящиеся на ней объекты, создавая подробный чертёж небольшого участка местности в уменьшенном виде, т. е. план.

Далее учитель переходит к формированию понятия «масштаб». Чтобы на плане или топографической карте изобразить территорию, её необходимо уменьшить. Масштаб показывает размер уменьшения. Это величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности. Масштаб записывают в виде отношения чисел. Например, 1:10 000. Это означает, что 1 см на карте соответствует 10 000 см (или 100 м) на местности.

Учащиеся знакомятся с видами масштаба по рис. 23 и записывают в тетрадь схему:

Виды масштаба

Численный: 1:5000

Графический

Именованный: в 1 см 50 м

Анализируя рис. 23, учащиеся выясняют, чем топографическая карта отличается от аэрофотоснимка.

Сравнение позволяет сделать вывод о том, что прочесть план, карту невозможно без условных знаков. Их перечень с указанием значения каждого называется легендой плана или карты. Условные знаки на планах часто изображают похожими на сами объекты. Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу:

Отличие топографической карты от аэрофотоснимка

Признаки

Аэрофотоснимок

Топографическая карта

Изображены все важные объекты

 

+

Признаки

Аэрофотоснимок

Топографическая карта

Объекты изображены условными знаками

 

+

Условные знаки похожи на объекты местности

 

+

Видимые объекты изо­бражены сверху

+

 

Границы между объекта­ми слабо различаются

+

 

Можно узнать название изображённых объектов

 

+

Далее учащиеся, пользуясь условными знаками, рассказывают, что изображено на аэрофотоснимке.

На следующем этапе урока учащиеся учатся измерять по топографической карте расстояния между объектами, например между сёлами Красное и Клёново; от деревни Барсуки до металлического моста. Это они делают с помощью рубрики «Шаг за шагом» (с. 33 учебника).

Домашнее задание

  • 1. Изучить § 9.
  • 2. Ответить на вопросы 1-4.
  • 3. Выполнить задания 5-9.
  • 4. Самостоятельно составить топографический диктант.
  • Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.