Учимся с «Полярной звездой» (1)
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— определять стороны горизонта по Солнцу и звёздам, ориентироваться на местности;
— составлять и читать план местности.
Оборудование: планшет, компас, визирная линейка, карандаш, ластик.
Когнитивный компонент урока: составление плана местности; определение сторон горизонта.
Деятельностный компонент урока: определение направлений по компасу, Полярной звезде, «живым ориентирам»; определение на плане расстояния между объектами, ориентироваться на местности.
Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение умения составлять план местности в повседневной жизни.
Тип урока: урок-практикум.
Изучение нового материала
Урок проводится в школьном дворе, ближайшем парке. Учащимся раздаются планшеты с прикреплённым листом бумаги, компас, визирная линейка, карандаш и ластик, а также скопированный со с. 39 учебника алгоритм проведения полярной съёмки. Учащимся объясняется, что точка, из которой производится визирование на предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ составления топографического плана называется полярной съёмкой.
Затем, последовательно изучая приведённый алгоритм, учащиеся составляют план местности, а учитель помогает им в этом.
Следует обратить внимание учащихся на то, что необходимо аккуратно оформить план.
Затем учащиеся выполняют задания по определению азимута движения.
Для этого они составляют схему движения по заранее выбранному учителем маршруту.
Направление движения и пройденное расстояние учащимся предлагается отмечать на планшете в заранее определённом масштабе. Практика показывает, что эту работу лучше всего проводить бригадами в два-три человека. Группа получает маршрутную карточку, которая содержит набор заданий, определяющих последовательность действий.
Пример карты участника маршрута
Основные пункты |
Направление движения |
Азимут (А), ° |
Расстояние (Р), м |
Пункт 1 (старт) |
На северо-запад |
45 |
500 |
Пункт 2 (промежуточный) |
На юг |
180 |
550 |
Пункт 3 (промежуточный) |
На запад |
270 |
200 |
Пункт 4 (конечный) |
? |
? |
? |
Используя компас, учащиеся проходят в указанном направлении определённое расстояние (расстояние определяют в парах шагов), которое указывается в карточке. Затем на планшет наносят направление движения и пройденное расстояние в масштабе 1:10 000.
По составленной схеме маршрута определяют направление движения и примерное расстояние между пунктом 4 и местом старта.
Домашнее задание
1. Изучить в § 11 определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам.
2. Определить вместе с родителями (если это возможно), где находится Полярная звезда на ночном небе.
3. Расспросить своих близких о том, были ли у них ситуации, когда им приходилось ориентироваться по Солнцу, «живым ориентирам». Как помогает GPS-навигатор?