Географическая карта
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— сформировать понятия «географическая карта», «глобус»;
— определить свойства географической карты;
— показать различие карт по масштабам;
— выявить отличие географической карты от плана местности;
— показать роль географических карт как источников информации;
— рассказать о роли известных учёных-картографов в развитии картографии;
— показать роль географической карты в развитии пространственного мышления людей.
Оборудование: географический атлас, глобус, учебник, контурные карты.
Когнитивный компонент урока: географическая карта, глобус; свойства карты; атлас.
Деятельностный компонент урока: определить роль географической карты в жизни людей; выявить основные свойства карты; уметь различать карты по масштабу.
Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть роль географической карты как выдающегося изобретения человечества; оценить вклад великих учёных-картографов в развитие картографии и культуры; оценить значение географической карты как достояния науки и культуры; осознать необходимость понимания и чтения карты.
Работа с учебником: комментированное чтение, работа с рисунками и заданиями учебника.
Тип урока: изучение нового материала.
Изучение нового материала
Глобус и географическая карта — важнейшие изобретения человечества, позволившие изобразить земную поверхность. История появления первых географических карт уходит в глубокую древность. Следует отметить, что с эпохи Возрождения карты становятся художественными произведениями, так как их создавали не только географы и картографы, но и искусные гравёры. Окончательную прорисовку карты часто поручали известным художникам. Хрестоматийными примерами являются карты Тосканы, выполненные Леонардо да Винчи, карты, созданные Альбрехтом Дюрером, Жаком Галло, Якобом де Гейном, Алексеем Зубовым и др. Особых высот достигло мастерство создания и гравирования карт в XVI-XVII вв. в Голландии.
Сегодня карты создаются с помощью компьютеров. Яркие компьютерные карты сегодня — сплав картографии, высоких информационных технологий, дизайна.
Давая определение понятию «географическая карта», учащиеся выделяют в нём существенные признаки.
Географическая карта — это изображение |
|||
обобщённое |
уменьшенное |
на плоскости |
с помощью условных знаков |
Затем следует отметить, что самая точная пространственная модель Земли — глобус. Первый глобус, созданный Евдоксом Книдским, не сохранился. До наших дней сохранился глобус, созданный М. Бехайном в 1492 г.
Далее учащиеся изучают свойства карты. Объяснение учителя и комментированное чтение сопровождается созданием схемы «Свойства географической карты».
Свойства географической карты |
|||
Обобщение масштабов |
Условные знаки |
Математическая основа |
Многообразие по содержанию |
На уроке следует продемонстрировать многообразие карт по содержанию.
Далее учитель переходит к объяснению различий карт: по масштабу, охвату территории и содержанию (см. схему).
Различие географических карт |
||
по масштабу: крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные |
по содержанию: тематические, общегеографические |
по охвату территории: мировые, материков и океанов, частей материков, отдельных стран и их частей |
Для более наглядного представления о картах разных масштабов учащиеся обращаются к рис. 29 учебника.
Для удобства людей был создан атлас — собрание (сборник) различных карт для единой территории. Создал первый атлас в XVI в. выдающийся картограф Герард Меркатор. В России первым составителем русского географического атласа был С. У. Ремезов — историк и картограф. Его атлас назывался «Чертёжная книга Сибири» (1701) и состоял из 23 карт большого формата. Карта Ремезова «Чертёж всех сибирских градов и земель» (1698) написана на ткани и хранится в Государственном Эрмитаже.
Домашнее задание
1. Изучить § 12.
2. Ответить на вопросы 2-7.
3. Выполнить задания 1, 8-11.
4. Принять участие в проекте «Карта — памятник культуры», задание 11 (по выбору).
5. Подготовить небольшое сообщение на тему «Для чего современным людям нужна географическая карта» (по выбору).