Земная кора — верхняя часть литосферы
Урок географии в 5 классе по ФГОС
Цели урока:
— познакомить учащихся с оболочкой Земли — литосферой;
— сформировать представления о внешних и внутренних силах Земли;
— сформировать представление о внутреннем строении Земли;
— начать формировать представление о литосферных плитах.
Оборудование: таблица «Внутреннее строение Земли», учебник, карта «Литосферные плиты» (рис. 43).
Когнитивный компонент урока: литосфера; внутренние и внешние силы Земли; ядро Земли, мантия, земная кора; магма; литосферные плиты.
Деятельностный компонент урока: делать выводы об изменении природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил; выявить особенности внутреннего строения Земли; анализировать карту «Литосферные плиты», устанавливая места столкновения и расхождения литосферных плит.
Эмоционально-ценностный компонент урока: показать значение постоянного изменения природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил; доказать, что наблюдения и исследования — важнейший путь познания сложных природных процессов.
Работа с учебником: работа с текстом «Каково внутреннее строение Земли? Что такое земная кора?» и иллюстрациями параграфа; анализ карты учебника «Литосферные плиты».
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Численность населения Земли составляет:
а) 10 млрд человек;
б) 7 млрд человек;
в) 12 млрд человек;
г) около 400 млрд человек.
2. Самая большая по площади страна:
а) США;
б) Китай;
в) Россия;
г) Канада.
3. Самое большое число жителей проживает в:
а) Индии;
б) России;
в) Китае;
г) США.
4. К основным расовым признакам относятся:
а) цвет кожи;
б) способности людей;
в) черты лица;
г) язык.
5. Какие из приведённых утверждений верны?
1. Самый многонаселённый город — Токио.
2. Совокупность всех людей, живущих на определённой территории, называют населением.
3. Наиболее многочисленная раса на Земле — негроидная.
4. Численность населения Земли составляет 7 млрд человек.
5. Самое большое по площади государство — Китай.
6. Средняя плотность населения на Земле — 40 человек на 1 км2.
7. Большинство жителей Земли проживает в сельской местности.
Изучение нового материала
Приступая к изучению новой темы, учитель говорит, что все изменения в природе происходят под воздействием внутренних и внешних сил Земли. Учёные пытаются познать силы природы, выявить закономерности их проявления. Особенно мало изучены недра Земли. Люди смогли проникнуть на глубину лишь 12 км, пробурив на Кольском полуострове самую глубокую скважину. Современные приборы позволили установить, что во внутреннем строении нашей планеты можно выделить несколько оболочек. Используя шмуцтитул «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» учебника (с. 67 и рис. 41), учащиеся знакомятся с понятием «литосфера», с внутренним строением Земли, выделяют особенности, характерные для её оболочек. Используя текст учебника, рисунки, учащиеся составляют таблицу, которая позволит им не только понять внутреннее строение оболочек Земли, но и дать их характеристику.
Внутреннее строение Земли
Оболочка |
Из чего состоит |
Мощность |
Температура |
Ядро |
|||
Мантия |
|||
Земная кора |
Далее учитель формирует представление о двух типах земной коры, о различиях между ними, подчёркивает, что земная кора — самая тонкая по сравнению с другими оболочками.
Работая с фрагментом текста: «Какие проявления внутренних и внешних сил мы видим на земной поверхности?», учащиеся делают вывод о роли внутренних и внешних сил Земли в формировании неровностей её поверхности. Учитель обращает внимание на роль М. В. Ломоносова в изучении внутренних и внешних процессов.
Сложным вопросом для понимания учащихся является теория литосферных плит. Литосферные плиты — устойчивые, жёсткие, малоподвижные блоки, из которых состоит литосфера. Учитель, используя карту «Литосферные плиты» (рис. 43) в учебнике, комментирует текст, показывает на рисунке плиты, называет их, делает вывод о том, что литосферные плиты являются основой материков и что в результате активности внутренних сил Земли плиты находятся в постоянном движении.
В конце урока учитель проводит словарную работу по рубрике «Запомните», учащиеся выполняют задания тренажёра.
Домашнее задание
- Изучить § 20.
- Ответить на вопросы 2-8.
- Выполнить задания 1, 3, 10.