Рельеф Земли. Горы

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— сформировать понятие «горы»;

— выяснить, как различаются горы по высоте, размерам;

— сформировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах;

— дать представление о формах рельефа и стихийных явлениях в горах и на равнинах.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, слайды, картины, видеофрагменты, атлас, учебник.

Когнитивный компонент урока: горные хребты, межгорные долины, горная страна; сели, снежные лавины; овраги, барханы, дюны.

Деятельностный компонент урока: показывать горы по карте; описывать горы по плану; определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли; сравнивать по плану горные системы мира; наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира; описывать рельеф своей местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть особенности жизни людей в горах; формировать образы гор.

Работа с учебником: работа с рис. 56 «Виды гор»; работа с рубрикой «Шаг за шагом».

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

  • 1. Что такое рельеф?
  • 2. Каковы основные формы рельефа?
  • 3. Что такое равнина? Каковы особенности равнин?
  • 4. Почему равнины густо заселены?
  • 5 В качестве самостоятельной работы для проверки усвоения содержания учащимся предлагается заполнить таблицу; дать сравнительное описание Западно-Сибирской равнины и Амазонской низменности.

    Равнина

    Где находится

    Особенности рельефа

    Средняя высота, м

    Какие реки протекают, какие крупные города находятся

    Выводы:

  • 6. Установите соответствие:

    1) впадины А) 0-200 м

    2) низменности Б) ниже 0 м

    3) возвышенности В) выше 500 м

    4) плоскогорье Г) 200-500 м

  • 7. Выберите верные утверждения:
  • 1) Равнины на картах изображают различными оттенками зелёного цвета.

    2) По характеру поверхности равнины разделяют на плоские и холмистые.

    3) Крупнейшие по площади равнины мира — Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.

Изучение нового материала

Формируя понятие «горы», учитель обращает внимание на существенные признаки гор, показывает разнообразие рельефа горных стран. Учащиеся выясняют, как обозначают горы на картах.

Одним из существенных признаков горных стран является различие их по высоте. Учащиеся анализируют рис. 57 учебника и заполняют схему:

Различие гор по высоте

Высочайшие (более 8000 м)

Высокие (более 2000 м)

Средние (от 1000 до 2000 м)

Низкие (до 1000 м)

Примеры:

Примеры:

Примеры:

Примеры:

Научиться определять по картам высоту гор, их протяжённость, в каком направлении они вытянуты, можно, выполняя практические задания, например:

1. Найдите на карте самые высокие горы планеты и их наивысшую точку.

2. Определите по карте направление и протяжённость Уральских гор, Анд, Гималаев.

Затем учитель объясняет, как горы наносят на контурную карту. Для этого:

1) определить, на каком материке находятся горы и в каком направлении они протянулись;

2) нанести линией коричневого цвета направление хребтов;

3) подписать название гор по всей длине коричневой линии;

4) отметить наивысшую точку (подписать её параллельно параллели).

Рассматривая вопрос о том, как живут люди в горах, учитель отмечает, что многие древнейшие цивилизации возникли и развивались в горах. В настоящее время почти 80% человечества живёт на высоте до 500 м над уровнем моря. Учитель спрашивает учащихся, кто из них бывал в горах. Какое впечатление они произвели на них? Где бы они хотели побывать?

Затем учащиеся выясняют, как происходит разрушение горных пород под воздействием ветра и воды. Следует обратить их внимание, что под воздействием выветривания нередко происходят такие стихийные явления, как обвалы, сели, камнепады. Скапливаясь у подножия гор, продукты их разрушения изменяют рельеф. С помощью выборочного чтения текста учебника (с. 86-87) учащиеся выясняют, какие формы рельефа возникают в горах и на равнинах под воздействием ветра, какие — под воздействием воды (рис. 58 учебника).

В конце урока учащиеся выполняют практическую работу «Описываем горы по карте», используя рубрику «Шаг за шагом».

План описания Уральских гор

План

Описание

1. Название гор. На каком материке, в какой его части и в какой стране они находятся

Уральские. Располагаются на материке Евразия, служат границей между Европой и Азией

2. В каком направлении и на сколько километров протянулись горы, как они расположены относительно других географических объектов (равнин, рек, морей)

Протянулись с севера на юг более чем на 2000 км; граничат с Восточно-Европейской равниной на западе, с Западно-Сибирской — на востоке

3. Средняя абсолютная высота гор, наивысшая точка, её высота и координаты

Средняя высота 500-1000 м. Наивысшая точка — гора Народная (1898 м); координаты: 65° с.ш.; 60° в.д.

4. В каком направлении (по направлению течения рек) происходит понижение рельефа

Реки протекают с юго-запада на север и северо-запад

5. Какие реки берут начало в горах, есть ли крупные озёра

Печора, Белая

Домашнее задание

  1. Изучить § 25.
  2. Ответить на вопросы 2-8.
  3. Выполнить задания 1, 9. Задания 10, 11 — по выбору.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.