Гидросфера и человек

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— обобщить знания о значении гидросферы для человека
и всего живого на Земле;
— показать источники загрязнения гидросферы, необходимость
её охраны;
— установить связь гидросферы с другими оболочками.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая
карта России, слайды, фотографии.
Когнитивный компонент урока: гидросфера, её роль в
жизни на Земле; охрана гидросферы.
Деятельностный компонент урока: установить связь
гидросферы с другими оболочками Земли; выявить значение
Океана для хозяйственной деятельности человека;
составлять схему «Связь гидросферы с другими оболочками
Земли на примере местной реки»; определять меры по
охране гидросферы.
Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать
значение гидросферы для человека; осознавать необходимость
включения каждого человека в деятельность по
охране гидросферы.
Работа с учебником: выборочное чтение.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Как образуются подземные воды?
2. Какими бывают подземные воды?
3. Как человек использует подземные воды?
4. Почему нередко в родниках и ключах вода загрязнена
химическими отходами?
5. Где и как образуются ледники?
Изучение нового материала
В процессе беседы учащиеся обобщают свои знания о
значении гидросферы, о том, как человек использует отдельные
её части. Это они делают в процессе комментируемого
чтения фрагмента § 37 «Какова роль океанов, морей
и рек в нашей жизни?».
114
На примере местной реки устанавливают связь гидросферы
с другими оболочками Земли (в виде схемы).
Затем учащиеся выясняют, каковы источники загрязнения
гидросферы, и рисуют схему.
С помощью текста учебника учащиеся определяют последствия
загрязнения гидросферы для человека и природы.
Далее в процессе беседы учащиеся приходят к выводу
о необходимости охраны гидросферы, определяют, что
они могут сделать, составляют план действий по охране
гидросферы в школе, дома, в природе.
Река
(название)
Литосфера
Рельеф — характер
течения реки
Атмосфера
Питание реки —
режим реки
Биосфера
Растительный
и животный мир
(назвать)
Гидросфера
Питание реки
(подземные воды);
куда впадает
Источники
загрязнения
гидросферы
Коммунальное
хозяйство
Лесное
хозяйство
Сельское
хозяйство
Транспорт Промышленность
Что я могу сделать
для охраны гидросферы
в школе
_______________
_______________
в природе
_______________
_______________
дома
_______________
_______________
115
Домашнее задание
1. Изучить § 37.
2. Ответить на вопрос 1.
3. Выполнить задания 2, 3 (по выбору).
Обобщение по теме
Экспресс-контроль
1. Найдите верные утверждения:
1. Вода в природе находится в трёх состояниях: твёрдом,
жидком и газообразном.
2. Бóльшая часть воды в гидросфере находится в газообразном
состоянии.
3. Подавляющая часть гидросферы — это солёная вода
морей и океанов.
4. Атлантический океан — самый маленький из океанов.
5. Мировой океан — богатейшая кладовая минеральных
ресурсов, энергии, продуктов питания.
6. Воды Мирового океана находятся в постоянном
движении.
7. Самая многоводная река в мире — Нил.
2. Почему пресная вода на Земле не исчезает?
3. Почему говорят, что они самые-самые: Тихий океан,
Северный Ледовитый океан, Марианская впадина, Гольфстрим,
озеро Байкал? Продолжите этот ряд.
4. Расположите океаны в порядке убывания их площади.
5. Установите соответствие:
1) притяжение Луны А) цунами
2) ветер Б) приливы и отливы
3) движение земной коры В) течение
6. В каком из перечисленных морей солёность поверхностных
вод наибольшая:
а) Балтийское море; в) Японское море?
б) Красное море;
7. Дайте описание озера по плану (по выбору).
8. Сколько можно получить соли из 29 м3 воды Красного
моря?
9. Составьте синквейн для понятия «океан» в последовательности:
1) слово «океан»; 2) два прилагательных; 3) три глагола;
4) моё отношение; 5) вывод (одно слово).
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая под
влиянием японской поэзии. В дидактических целях используется как
эффективный метод развития образной речи. Написание синквейна
является формой свободного творчества, требующей от автора умения
находить в информационном материале наиболее существенные элементы,
делать выводы и кратко их формулировать.
116
Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической
заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключающая одно слово (обычно
существительное), которое обозначает объект, о котором пойдёт речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), дающие
описание признаков и свойств выбранного предмета.
Третья строка образована тремя глаголами, описывающими характерные
действия объекта.
Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное
отношение автора синквейна к описываемому объекту.
Пятая строка — одно слово — вывод, характеризующий суть объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать
три или пять слов, а в пятой строке — два слова.
10. Если вы задумали построить дом у реки, то где выберете
место для строительства: в пойме или на террасе?
Почему?
11. Побережье Средиземного моря является курортной
зоной мирового значения. В прибрежных государствах на
берегу моря создаются крупные туристические комплексы.
Как вы думаете, какие виды хозяйственной деятельности
могут превратить Средиземное море в «сточную яму»? Что,
по вашему мнению, необходимо предпринять по предотвращению
этой катастрофы?
12. Подберите к слову «река» прилагательные. Подумайте,
какие черты будут характеризовать эту реку.
13. Опишите реку Волгу в следующих ситуациях:
а) вы – исследователь Волги;
б) вы живёте на этой реке;
в) вы — река Волга.
14. Составьте правила поведения людей в море в различных
ситуациях.
15. Знаете ли вы:
а) что является истоком и устьем вашей местной реки?
б) к речной системе какой реки она относится?
в) притоком какой реки она является?
г) каков её режим?
16. Задумывались ли вы, какую воду пьют в вашей
семье? Что вы предпринимаете для очистки воды из-под
крана? Почему говорят, что потребление воды — это культура?

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.