Озёра и болота
Урок географии в 6 классе по ФГОС
Цели урока:
— сформировать понятие «озеро»;
— классифицировать озёра по различным признакам;
— выяснить, как образуются болота;
— показать роль озёр и болот для жизни на Земле;
— давать описание озера по плану.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая
карта России, рисунки, слайды, фотографии озёр, болот.
Когнитивный компонент урока: озёрная котловина,
озёра-старицы, ледниковые и запрудные озёра; пресные,
солёные, сточные, бессточные озёра; водохранилища; болота;
многолетняя мерзлота.
Деятельностный компонент урока: определять по
карте географическое положение крупнейших озёр мира
и России; составлять описание озёр по плану; на основе
анализа карт объяснять причины образования болот; показывать
по карте районы распространения многолетней
мерзлоты.
110
Эмоционально-ценностный компонент урока: показать
роль озёр, болот в жизни планеты; показать роль озера
Байкал как памятника Всемирного природного наследия.
Работа с учебником: работа с текстом и иллюстрациями
учебника; работа с рубрикой «Шаг за шагом»; описание
озера по карте.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Самый высокий водопад в мире:
а) Кивач; б) Ниагарский; в) Анхель.
2. Ежегодный продолжительный подъём уровня реки
называют:
а) паводком; б) меженью; в) половодьем.
3. Составьте описание реки Нил по типовому плану.
4. На Земле множество рек. Предложите, как их можно
классифицировать.
5. Почему речная вода — важнейшая ценность на планете?
Изучение нового материала
Формируя понятие «озеро», учитель демонстрирует
слайды с видами различных озёр и говорит, что озёр на
земном шаре огромное количество. Учащиеся рассматривают
озёра на слайдах, находят на карте и определяют их
существенные признаки. Таким образом они подводятся к
формулировке понятия «озеро».
Затем учащиеся выясняют, как озёра различаются по
происхождению котловин и по свойствам воды. Учитель
приводит примеры образования озёр: Байкала, Каспийского,
Ладожского и Сарезского.
На вопрос, чем озеро отличается от пруда и водохранилища,
учащиеся самостоятельно находят ответ в учебнике.
Затем учащиеся находят на карте самые большие по площади
озёра — Каспийское, Ладожское, Онежское, Великие
озёра — и самые глубокие — Байкал, Танганьику, Ньяса.
Другим вариантом построения этой части урока является
составление плана фрагмента § 35 «Какие бывают озёра?»,
когда учащиеся самостоятельно читают текст учебника
и разбивают его на логические части.
Следующий вопрос, обсуждаемый на уроке: какая вода
в озёрах? Учитель сообщает, что по степени солёности
озёра бывают пресные, солёные, солоноватые.
Озёра по степени солёности
Пресные
(до 1‰ соли)
Солёные
(более 35‰ соли)
Солоноватые
(от 1 до 35‰ соли)
111
По физической карте учащиеся находят солёные озёра
Эльтон и Баскунчак (в России) и Мёртвое море. Учитель
объясняет, чем отличаются сточные озёра от бессточных,
приводит примеры.
По типовому плану рубрики «Шаг за шагом» (с. 118
учебника) учащиеся дают описание озера Байкал:
1. Находится на северо-востоке Евразии, в России.
2. Расположено между 50q и 60q с.ш. и 100q и 110q в.д.
3. Котловина озера тектонического происхождения.
Это — самое глубокое озеро в мире.
4. Сточное озеро. В него впадает свыше 300 рек, а вытекает
одна — Ангара.
5. Пресное озеро. В нём сосредоточены крупнейшие в
мире запасы пресной воды.
Учитель обращает внимание учащихся, что Байкал
— памятник Всемирного природного наследия.
Завершая изучение озёр, учитель говорит о многообразии
озёр и подводит учащихся к выводу о том, что все
озёра можно классифицировать по разным признакам. На
основе текстов «Какие бывают озёра?», «Какая вода в озёрах?»
учащиеся составляют схему «Разнообразие озёр».
Затем переходят к изучению болот. Учащиеся самостоятельно
читают текст «Как образуются болота?» и отвечают
на вопросы:
1. Какова общая площадь болот на Земле?
2. Каково значение болот на нашей планете?
3. Как образуются болота?
4. Где обычно образуются болота?
5. Почему болото — опасное место?
Далее учащиеся выясняют причины образования и районы
распространения многолетней мерзлоты.
Домашнее задание
1. Изучить § 35.
2. Ответить на вопросы 1—6.
3. Выполнить задания 7—9.