Мировой океан (1)

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— раскрыть понятия «Мировой океан», «его составные
части» (моря, заливы и проливы);
— показать значение Мирового океана.
Оборудование: физическая карта полушарий, учебник,
атлас, контурная карта.
Когнитивный компонент урока: Мировой океан, моря,
заливы, проливы.
Деятельностный компонент урока: показывать на
карте и определять географическое положение океанов,
морей, заливов, проливов; наносить их на контурную карту;
по карте давать описание океанов, делать выводы о
соотношении площадей океанов и составлять диаграмму
«Площади океанов»; определять черты сходства и различий
океанов Земли.
Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть
идею единства и целостности Мирового океана; показать
значение Мирового океана для жизни на нашей
планете.
Работа с учебником: сочетание работы с текстом учебника
и картами; нахождение в тексте необходимых данных;
работа с рубрикой «Шаг за шагом» (с. 102); сочетание
работы с текстами учебника и тренажёра.
Тип урока: комбинированный.
Значение воды
для природы Земли для себя лично
99
Проверка домашнего задания
1. Поверхность Земли покрыта водой на:
а) 30%; в) 70%;
б) 50%; г) 90%.
2. Круговорот воды в природе — это:
а) незамкнутый процесс перемещения воды на земном
шаре;
б) процесс движения воды по земному шару;
в) процесс постоянного водообмена между различными
звеньями гидросферы.
3. Докажите, что гидросфера — единая оболочка.
4. Бóльшая часть гидросферы приходится на:
а) ледники; в) подземные воды.
б) Мировой океан;
5. Почему необходимо охранять гидросферу?
Изучение нового материала
Урок следует начать с вводной беседы. Слово «океан»
(от греч. okeanos), означающее «великая река, обтекающая
Землю», известно человеку с древности. Древнегреческие
учёные считали, что Землю опоясывает быстрый могучий
поток — Океан, у которого нет ни начала, ни конца. В
древнегреческих мифах об Океане говорится, что он был
сыном Урана (бога неба) и Геи (богини Земли) и являлся
одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал
только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии,
которая произвела на свет три тысячи рек и столько же
океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей,
рек и источников.
Из курса природоведения учащимся известны самые
крупные части Мирового океана, поэтому необходимо с помощью
учебника сформировать понятие «Мировой океан».
Учащиеся показывают его на глобусе и карте полушарий,
используя учебник, составляют схему «Мировой океан».
Мировой океан — совокупность всех океанов Земли
Тихий океан —
самый большой
и глубокий,
178,6 млн км2
Атлантический
океан —
91,6 млн км2
Северный Ледовитый океан —
самый маленький и холодный,
14,7 млн км2
Индийский океан —
самый тёплый,
76,2 млн км2
100
По карте полушарий, учебнику и схеме учащиеся
определяют черты сходства и различий океанов Земли.
Учитель помогает учащимся определять границы океанов,
объясняет, как показывать их на карте, определять
их глубины.
Затем учитель, демонстрируя схему частей Мирового
океана, раскрывает понятия «море», «залив», «пролив» и
подчёркивает, что общим признаком морей является их
принадлежность к Мировому океану.
Выясняя особенности частей Мирового океана, учащиеся
находят на карте географические объекты, указанные в
учебнике, а затем наносят их на контурную карту.
Для закрепления полученных знаний учитель предлагает
задания в игровой форме:
1. Покажите цветные моря на карте (Чёрное, Жёлтое,
Красное, Белое).
2. Какой из географических объектов лишний:
а) Средиземное; б) Азовское; в) Персидский?
Следующий этап урока — выполнение практической работы
«Описываем океан (или море) по карте», используя
план рубрики «Шаг за шагом» (с. 102). При этом учитель
контролирует действия по каждому пункту плана.
Пример описания Тихого океана.
Тихий океан расположен в Западном полушарии, между материками
Евразия и Австралия на западе, Северная Америка и Южная
Америка на востоке, Антарктида на юге. Экватор пересекает океан
почти посередине. Тихий океан наиболее широк в районе тропиков.
Его площадь 178,6 млн км2, преобладающие глубины около 4000 м.
Максимальная глубина 11 022 м — в Марианской впадине. В океане
производится лов рыбы и морепродуктов, добыча руд, соли, нефти,
газа; ведутся научные исследования. Это важнейшая транспортная магистраль.
Экологические проблемы — загрязнение вод отходами промышленности,
нефтью из-за аварий судов, а также чрезмерный лов
рыбы.
Проливы Части Мирового океана Заливы
Моря Полуострова Архипелаги Острова
окраинные
внутренние
коралловые
вулканические
материковые
101
Пример описания Средиземного моря.
Средиземное море находится в восточной части Атлантического океана.
Оно омывает два материка — Евразию и Африку и три части света
— Европу, Азию и Африку. На берегах моря лежат крупные страны.
На юге Европы — это Испания, Франция, Италия, Греция; на северных
берегах Африки — Египет, Ливия и др. На востоке воды Средиземного
моря омывают Турцию, Сирию и другие страны. Средиземное море
с Чёрным морем соединяют проливы Босфор и Дарданеллы, с Красным
морем — Суэцкий канал, с Атлантическим океаном — Гибралтарский
пролив. Крупные острова и полуострова разделяют Средиземное море
на несколько внутренних и окраинных морей.
Домашнее задание
1. Изучить § 29.
2. Ответить на вопросы 1—3.
3. Выполнить задания 4, 5.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.