Тепло в атмосфере (1)

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— сформировать представление о нагревании воздуха
от земной поверхности;
— сформировать представление об изменении температуры
воздуха с высотой;
— вычислять средние температуры и амплитуду температур;
— устанавливать причинно-следственные связи между
изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над
горизонтом.
Оборудование: термометр, карта полушарий, календарь
погоды.
Когнитивный компонент урока: температура воздуха,
термометр, средняя суточная температура, амплитуда колебаний
температуры (суточная, годовая).
Деятельностный компонент урока: определять температуру
с помощью термометра; вычислять среднюю суточную
температуру, амплитуду; вычислять среднемесячную
температуру воздуха по календарю погоды; устанавливать
причинно-следственные связи между изменениями температуры
воздуха и высотой Солнца над горизонтом; вычерчивать
и анализировать графики изменения температуры
в течение суток.
Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать
взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом
и температурой воздуха.
Работа с учебником: выборочное чтение, работа с рисунками
и рубрикой «Шаг за шагом» по определению
среднесуточной температуры воздуха.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Продолжите предложения:
Атмосфера — это … .
120
Атмосфера состоит из следующих слоёв … .
Значение атмосферы состоит в том, что … .
2. Докажите, что атмосферный воздух — это смесь газов.
3. Расскажите, какие процессы происходят в различных
слоях атмосферы.
4. Почему во время перемены необходимо хорошо проветривать
класс?
5. В городе N находится старый парк. На одном совещании
представители администрации города высказали
предложение вырубить старые деревья, а на их месте построить
либо современный торговый центр, либо детские
аттракционы. Если бы вы присутствовали на этом совещании,
поддержали бы это предложение? Постарайтесь обосновать
свою позицию.
Изучение нового материала
Урок можно начать с вопроса: что является источником
тепла атмосферы? Учащиеся отвечают, что источником
тепла атмосферы является Солнце. Учитель рассказывает,
что в книге Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
говорится о путешествии Незнайки и его друзей на
воздушном шаре. При подъёме вверх стало холодно, носы
у путешественников превратились в сосульки.
Для объяснения этого атмосферного явления учитель
обращается к тексту учебника и объясняет сложный процесс
нагревания земной поверхности солнечными лучами.
Устанавливает причинно-следственные связи между высотой
Солнца, нагревом земной поверхности и температурой
воздуха. Учащиеся узнают, что температура воздуха в тропосфере
с высотой понижается примерно на 6 о
С на каждый
километр высоты, и, используя знания о температуре
замерзания воды, высказывают предположение, на какую
высоту поднялся Незнайка со своими друзьями на воздушном
шаре, если на носу у них образовались сосульки.
Далее учащиеся знакомятся с понятием «температура
воздуха». Они выясняют, почему людям важно знать,
какая температура воздуха в доме, за окном, почему она
изменяется по временам года. С помощью учебника учащиеся
знакомятся с определением средней суточной температуры
воздуха, узнают, что такое суточная амплитуда.
Затем, используя алгоритм рубрики «Шаг за шагом» на
с. 131 учебника, учащиеся определяют среднесуточную
температуру.
Учитель приводит примеры самой высокой и самой низкой
температуры на Земле, в своей местности, называет и
среднегодовую температуру в своей местности, сравнивая
её с температурой в других регионах.
Используя рис. 89 учебника, учащиеся анализируют
среднегодовой ход температуры в Москве, Санкт-
121
Петербурге и Верхоянске. Учащиеся выясняют, что и как
можно узнать по графику.
В завершение урока учитель подводит итоги: какие
важные выводы сделали учащиеся из того, что узнали, как
это может быть использовано в жизни?
Для закрепления полученных знаний учитель проводит
«лёгкий экзамен» и объясняет, как выполнить задание 7
и сделать анализ календаря погоды за сентябрь.
Домашнее задание
1. Изучить § 39.
2. Ответить на вопросы 1—5.
3. Выполнить задание 7.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.