Влага в атмосфере (2)

Урок географии в 6 классе по ФГОС

Цели урока:
— сформировать понятие «облака» и раскрыть процесс
их образования;
— сформировать понятие «осадки»;
— научиться проводить наблюдение за облаками.
Оборудование: слайды облаков разных видов, календарь
погоды.
Когнитивный компонент урока: облака; атмосферные
осадки.
Деятельностный компонент урока: определять виды
облаков, наблюдать за облаками, давать их описание.
Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать
значение облачности, осадков для жизни и хозяйственной
деятельности людей; раскрывать влияние природных
явлений на творчество людей.
Работа с учебником: работа с текстом учебника, с
рис. 99, 100.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Объясните, что происходит с водой в атмосфере.
2. Выберите правильные утверждения:
1. Чем выше температура воздуха, тем больше водяного
пара может в нём содержаться.
2. Степень насыщенности водяным паром показывает
абсолютная влажность воздуха.
3. Прибор для измерения влажности называется гигрометром.
4. Самое большое количество осадков выпадает в
Черрапунджи.
5. Определение влажности воздуха имеет значение
не только для определения погоды, но и для проведения
технических мероприятий, при хранении музейных
экспонатов (книг, картин), лечении многих болезней,
орошении полей.
128
6. Количество осадков на земной поверхности называется
облачностью.
3. Для чего человеку нужны знания об относительной
и абсолютной влажности? А где вам могут понадобиться
эти знания?
Изучение нового материала
Начать изучение темы урока учитель может с небольшого
лирического отступления. Например:
— Посмотрите в окно на небо, вы видите облака. Многие
из вас любят смотреть на них. Облака нередко принимают
причудливую форму. Вот, например, какие ассоциации
вызвали облака у русского поэта Н. С. Гумилёва:
Ветер гонит кучу дыма,
Словно грузного коня.
А какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на
облака? Затем учащиеся читают в учебнике, что такое облака
и как они образуются.
Облака имеют разную форму и свойства. Наиболее распространены
перистые, кучевые и слоистые облака. Кроме
этих трёх основных форм облаков, различают комбинированные
формы: перисто-слоистые, перисто-кучевые, слоисто-дождевые
и т. д. Учащиеся вместе с учителем анализируют
рис. 99 учебника и делают вывод, что главная
причина образования облаков — охлаждение воздуха, насыщенного
водяным паром. Облака — источники осадков
на Земле.
Затем учащиеся выясняют, что такое облачность. Она
выполняет роль одеяла Земли, ослабляя нагревание её
поверхности днём и препятствуя понижению температуры
ночью. Больше всего облачных дней в полярных областях
и на экваторе, а меньше всего — над пустынями.
Облачность определяют на глаз, в баллах. Если облачность
0 баллов — небо безоблачно, если 5 баллов — облаками закрыто
полнеба, если 10 баллов — небо полностью закрыто
облаками.
В учебнике учащиеся читают, что такое атмосферные
осадки, в каких единицах они измеряются. Они уже имеют
представление о разных видах осадков, и задача учителя
состоит в их систематизации по признакам: выпадающие
из облаков, выделяющиеся из воздуха, насыщенного
паром. Учитель предлагает сгруппировать осадки и записать
в тетрадь собственную классификацию видов осадков
в зависимости от сезона года (осадки тёплого времени года,
осадки холодного времени года); в зависимости от того, в
каком виде — твёрдом или жидком — они выпадают.
Затем учащиеся по карте определяют те места в России,
в мире, где выпадает наибольшее количество осадков
и где их выпадает очень мало, анализируют рис. 100.
129
В заключение урока учитель подводит итоги и делает
обобщение, что количество выпадающих осадков зависит
от географического положения местности и от её положения
относительно морей и океанов. Затем учащиеся выясняют,
какое количество осадков выпадает в их местности.
Домашнее задание
1. Изучить § 44.
2. Ответить на вопросы 2—4.
3. Выполнить задания 1, 5, 6. Провести наблюдение за
облаками и облачностью. Сделать вывод.
4. Сфотографировать облака, определить их виды. Лучшие
снимки поместить в портфолио.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.